Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Виртуальные игры справятся с хронической болью

Есть польза от компьютерных игр, говорят врачи. Уйти от хронической боли в виртуальную реальность теперь можно будет и в России -- по рецепту специалиста.

На прошедшем в Москве международном симпозиуме «Вместе против боли» российские врачи узнали о новом медицинском средстве, так называемой «виртуальной реальности». Благодаря погружению пациента в виртуальный мир чувство боли стремительно ослабевает -- этот эффект сопоставим с реакцией организма на наркотические анальгетики. Профессор из Вашингтонского университета г. Сиэтла (США) Дэйв Паттерсон рассказал о новом методе: по силе воздействия он во многих случаях сопоставим с опиоидными препаратами, но при этом отсутствуют свойственные наркотикам побочные эффекты.

Уйти от боли

Хроническая больДлительное, часто монотонное болевое ощущение, при этом нередко носит не строго локализованный (в одном определенном месте), а распространенный характер. У этой категории больных головные боли сочетаются с болями в спине, конечностях, животе и так далее.
Большинство медицинских процедур болезненны и требуют применения порой достаточно сильных анальгетиков. На протяжении долгого времени врачи пытаются найти немедикаментозные средства облегчения боли. Так, например, хорошо работает отвлечение внимания пациента, прослушивание классической музыки или просмотр интересного фильма.

Американский профессор Хантер Хоффман (Hunter G. Hoffman), заведующий лабораторией виртуальной реальности Вашингтонского университета, пошел еще дальше. Он изобрел сложную систему иммерсивной виртуальной реальности, которая не просто отвлекает пациента, а позволяет ему полностью погрузиться в виртуальный мир компьютерной игры, имитирующей различные пейзажи и создающей новые ощущения, которые позволяют пациенту легче перенести болезненную процедуру.

Эффекта полного погружения в виртуальную реальность удается достичь за счет конструкции с широким дисплеем и наушниками, которая охватывает голову пациента и исключает визуальный и звуковой контакт с окружающей средой.

Эффект виртуальности

Действие виртуальной реальности было изучено в разнообразных клинических процедурах, например, при смене повязок у пациентов с сильными ожогами, при проведении послеоперационной физиотерапии. Со слов Паттерсона, виртуальная реальность позволяет снизить болезненные ощущения пациента на 30-50%.

Объективно оценить действие обезболивающих средств позволяют исследования мозговой активности с использованием методов нейровизуализации. В различных исследованиях с использованием позитронно-эмиссионной томографии и магнитно-резонансного сканирования были определены участки мозга, которые активизируются при болезненном тепловом воздействии на кожу, иначе говоря, участки, составляющие «болевую матрицу» мозга.

Основываясь на этих данных, исследователи из Сиэтла изучили воздействие опиоидных анальгетиков, виртуальной реальности и сочетания этих методов на здоровых добровольцев. При воздействии виртуальной реальности снижение активности «болевой матрицы» мозга было сопоставимо с уровнем, который обеспечивают опиоидные анальгетики, а сочетание терапии опиоидными анальгетиками с виртуальной реальностью дало еще более впечатляющий результат.

Поиграем в снежки

Игра «Снежный мир» как один из вариантов метода виртуальной реальности была создана учеными из Сиэтла, в том числе и профессором Дэвидом Паттерсоном, которые видели, какую боль и страх испытывают дети и подростки с ожогами.

Лечение сильных ожогов очень мучительно для пациентов. Обычно оно включает в себя перевязки, очистку ран, удаление мертвых тканей. Эти процедуры проводятся ежедневно, чтобы не допустить распространения инфекции и предотвратить появление нежелательных рубцов.

Виртуальная реальность снижает интенсивность боли, перенося воображение пациента в заснеженный компьютерный мир. Интерактивная игра «Снежный мир» действует по тому же принципу, что и музыка, фильмы и другие игры, которые отвлекают пациента и не дают ему сконцентрироваться на процессе передачи болевых сигналов. Но она более эффективна, потому что помимо отвлекающего момента содержит обезболивающий компонент -- выполняя задания компьютера, больной неосознанно «охлаждает» собственные ожоги.

Полная версия