Москва
5 ноября ‘24
Вторник

На московском аукционе обнаружен украденный из Одессы Караваджо

На московском интернет-аукционе обнаружена украденная из Одесского музея картина Караваджо «Взятие Христа под стражу, или поцелуй Иуды». Картина оценивается в $100 млн, а на аукционе продается всего за 60 млн рублей.

Пропавшая из Одесского музея в 2008 году картина Караваджо «Взятие Христа под стражу, или поцелуй Иуды» обнаружена на одном из московских аукционов, сообщает украинское агентство УНИАН.

Об этом рассказал на пресс-конференции директор музея Владимир Островский. По его словам, ему написала письмо одна из почитательниц одесского музея, в котором предложила обратить внимание на объявление в одном из интернет-аукционов.

«Я посмотрел и ужаснулся, потому что на этом сайте была репродукция картины «Взятие Христа под стражу», а также сообщение, что ее продают на одном из московских аукционов за 60 млн рублей», -- заявил директор музея, уточнив, что объявленная цена является смехотворно малой ценой за эту картину.

В то же время до сих пор не ясно, является ли выставленное на продажу полотно оригиналом или копией. Островский сообщил, что передал информацию о найденной на аукционе картине в областное управление Службы безопасности Украины. Однако, по его словам, ни о каких подвижках в расследовании дела о хищении картины ему до сих пор не известно. По словам Островского, на запросы музей ответа не получает: правоохранительные органы ссылаются на тайну следствия.

Картина Микеланджело Меризи да Караваджо стоимостью около $100 млн была похищена 4 августа 2008 года. По предположению следователей, ее похитил вор-одиночка. Забравшись через окно в музейный зал, он вырезал полотно из рамы и ушел через крышу здания музея.

Злоумышленнику удалось похитить картину Караваджо из-за недостаточной охраны экспонатов, оправдывался начальник управления Государственной службы охраны Одесского ГУМВД Александр Ивановский. По его словам, в момент кражи картины музей «не имел практически никакой системы охраны».

Он также отметил, что ночью в музее находился лишь один охранник, а на окнах отсутствовали решетки. Сигнализация была установлена в 1996 году и состояла лишь из акустических датчиков на стеклах окон, которые включают сирену только при повреждении стекла.

Позже специалисты также выдвинули гипотезу, что полотно при краже было повреждено и вывезено за пределы территории Украины.

Картина Караваджо «Взятие Христа под стражу» -- единственная работа художника, находившаяся в Украине. В 1870 году коллекционер Базилевский подарил картину великому князю Владимиру Александровичу. Подлинность картины тогда была под большим вопросом, однако в середине 50-х годов прошлого века московский искусствовед Малицкая доказала авторство Караваджо. Но позднее в Ирландии была найдена аналогичная картина, которую ряд экспертов сочли оригиналом. Существует также мнение, что одесское «Взятие Христа под стражу» является лучшей из сохранившихся копий знаменитого художника.

Итальянский живописец Караваджо, умерший в 1610 году, считается основоположником реалистического направления в европейской живописи 17-го века. Его творчество, не принадлежавшее к какой-либо определенной художественной школе, возникло как оппозиция направлениям, господствующим в итальянском искусстве на рубеже 16-го и 17-го веков.

В 2006 году другая картина Караваджо -- «Шулеры» -- была продана за $101 тыс. на торгах, организованных аукционным домом Sotheby’s, британскому коллекционеру. Правда, о том, что приобретенное полотно -- ранняя версия «Шулеров» кисти итальянского художника, коллекционер Денис Маон обнаружил позднее, после того как провел несколько экспертиз. Реальная стоимость картины превышала $100 млн. В каталоге Sotheby’s работа описывалась как картина анонимного «последователя Караваджо».

Однако, по словам коллекционера, купленная им работа является ранней версией картины «Шулеры», находящейся в Музее изобразительных искусств Кимбелла в техасском городе Форт-Уолт. Картина является точной копией «Шулеров», однако она ярче и на ней больше пустого пространства вокруг изображенных персонажей.

Полная версия