Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

ФСИН задумалась о ресоциализации

Программы по социальной реабилитации заключенных внедряются в России слишком медленно. Предложения ФСИН по социальной реабилитации бывших заключенных реализовали лишь 13 субъектов РФ. Между тем в рамках реформы ФСИН планирует снизить влияние разных категорий преступников друг на друга, чтобы впервые осужденные не «заражались» тюремной культурой и, выходя из тюрем, не несли эту культуру в массы.

Власти большинства регионов не хотят заниматься ресоциализацией вышедших из мест лишения свободы, заявил в среду директор Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН) генерал-полковник внутренней службы Александр Реймер. По его словам, к настоящему времени только 13 субъектов РФ разработали программы по социальной реабилитации бывших заключенных, сообщает РИА «Новости».

«К сожалению, в основном ресоциализацией занимаются наши работники, хотя должны заниматься не только мы, но и органы исполнительной власти на местах, внутренних дел и другие», -- сказал Реймер на пресс-конференции.

Бытовые трудности, отсутствие жилья и элементарных средств существования зачастую вызывают рецидив преступлений среди заключенных, освободившихся из мест лишения свободы, отметил он. Поэтому ранее ФСИН вышла с предложением разработать на уровне регионов либо целевые программы, либо специальные планы по социальной реабилитации людей, которые выходят из мест лишения свободы после отбытия назначенного срока.

«Особого энтузиазма это наше предложение не вызвало, и только в 13 субъектах разработаны такие программы. Мне не совсем понятна позиция наших руководителей органов исполнительной власти в данном вопросе», -- возмутился Реймер.

Заключенных разделят на категории

Между тем планируемая реформа уголовно-исполнительной системы в России нацелена очень во многом именно на решение социальных и культурологических проблем, вызываемых нынешней системой. Так, проект концепции реформы предполагает создание тюрем трех видов: для лиц, совершивших тяжкие, особо тяжкие преступления, рецидивистов, а также колоний-поселений для тех, кто впервые совершил преступления небольшой и средней тяжести. Это, по мнению Реймана, позволит «разделить различные категории осужденных для того, чтобы среди отбывающих наказание впервые не распространялась тюремная субкультура, которую они после освобождения понесут на свободу».

Как заявил Реймер в феврале, выступая на президиуме Ассоциации юристов России, это также позволит разорвать криминальные связи и лишит главарей преступного мира возможности руководить деятельностью других участников криминальных сообществ, оставшихся на свободе.

Правозащитники поддерживают разделение тюрем по тяжести преступлений, совершенных осужденными. «Сама по себе идея дифференцированного содержания -- это правильная идея, в Европе она давно используется. Те, кто попали первый раз, те, кто совершил незначительные преступления – их нужно отделять от закоренелых преступников, -- отметил Infox.ru правозащитник и бывший член комиссии по помилованиям при президенте РФ Валерий Борщев. -- Но, на мой взгляд, дифференцировать осужденных следует не только по тяжести совершенного преступления, но и по степени социальной опасности. Определять: является ли человек социально опасным. Ну, например, 105-я статья УК РФ «Убийство». Ее нужно рассматривать дифференцированно. К примеру, женщины, убившие своих мужей-алкоголиков из-за побоев, не являются социально опасными. Другой случай – человек, совершивший серию убийств».

От мягкого до строгого

мягче, чем в тюрьмах. «Также мы предлагаем разделить тюрьмы на три вида режима по различной степени жесткости содержания», -- отметил в среду глава службы. При этом самые строгие условия содержания будут для лидеров и активных участников объединенных преступных формирований, для «воров в законе» и некоторых других категорий преступников.

Для лиц, совершивших преступления нетяжкие и средней тяжести, планируется отдельно создать центры для приговоренных к принудительным работам, похожие на спецкомендатуры советских времен и отмененные в 1993 году, отметил Реймер.

По его словам, на первом этапе будет достаточно семи или восьми исполнительных центров, по одному в федеральном округе -- это количество может быть создано «за счет собственного производства ФСИН». Если количество осужденных к этому виду наказания будет увеличиваться, то будет расти и число исправительных центров, подчеркнул Реймер.

В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы России отбывают наказания около 200 «воров в законе», отметил Реймер, добавив, что полностью изолировать их от других заключенных ФСИН сейчас не планирует.

Реформа займет 10 лет

Он сообщил, что проект концепции реформирования ФСИН внесен в правительство РФ, после его утверждения представители ФСИН приступят к разработке конкретных программ по реализации положений, заложенных в концепции.

Реализация концепции пройдет в три этапа и займет порядка десяти лет, сказал Реймер. «Первый этап -- внесение изменений в действующее законодательство, создание нормативной базы. Второй -- непосредственное исполнение мероприятий, заложенных в концепции. И третий -- коррективы и разработка стратегии на следующие десять лет», -- пояснил глава ФСИН.

По его словам, сегодня в России существует 755 исправительных колоний. По данным ФСИН на ноябрь 2009 года, в российских колониях и тюрьмах содержатся около 750 тысяч человек, 550 тысяч состоят на учете уголовно-исполнительных инспекций. Еще порядка 130 тысяч человек содержатся в СИЗО в ожидании решения суда.

В результате реформы планируется сократить число колоний на 40 учреждений. По словам Реймера, возможно, они будут переданы МВД под арестные дома – для содержания приговоренных к административному аресту. Таких в скором времени может стать больше, поскольку часть преступлений ФСИН планирует перевести в категорию административных правонарушений. При этом сроки административных арестов должны увеличиться до двух месяцев.

Полная версия