В 2009 году доверие к бизнесу в России рухнуло
Россияне не доверяют бизнесу. Уровень доверия снизился к концу 2009 года больше, чем во всех остальных странах Европы, БРИК и США. По мнению участников социологического опроса, компании вернутся к докризисным привычкам ведения бизнеса после того, как рецессия закончится.
Россия стала в 2009 году рекордсменом по снижению доверия к бизнесу среди развитых и развивающихся стран мира, сообщается в докладе компании Edelman Trust Barometer.
Уровень доверия к бизнесу в России за последний год снизился на 10% и на начало 2010 года составил 42%. Это самое большое сокращение доверия среди всех исследуемых компанией стран.
При этом в целом, как свидетельствуют результаты социологического исследования, после глобальной рецессии в 2009 году, к началу 2010 года доверие к бизнесу в мире незначительно выросло. Рекордсменами роста стали Италия (плюс 26 процентных пунктов) и США (плюс 18 процентных пунктов).
В конце 2009 года, по данным исследования, россияне больше доверяли некоммерческим организациям (41%), чем власти (38%) и СМИ (37%). При этом гораздо больший разрыв в доверии к этим категориям организаций продемонстрировали молодые респонденты в возрасте от 25 до 34 лет. 52% доверяют бизнесу, 44% -- некоммерческим организациям, и только 6% верят СМИ.
По данным исследования, 62% россиян опасаются, что после того, как кризис будет позади, организации вернутся к докризисным привычкам в ведении бизнеса. При этом 70% всех респондентов в США, Европе и странах БРИК отмечают, что стали бы снова доверять компаниям, если бы те уволили неэффективных менеджеров, выплатили антикризисные дотации или сократили разрыв в оплате труда между директорами и рядовыми сотрудниками.
Среди отраслей бизнеса больше всего россияне доверяют телекоммуникациям и IT (66%), автомобилестроению (57%), индустрии развлечений (55%) и предприятиям розничной торговли (50%). Меньше всего жители России доверяют фармкомпаниям (37% против 55% в Европе) и здравоохранению в целом (38%).
Ежегодное исследование Edelman Trust Barometer проводится в поддержку международных усилий по повышению прозрачности и ответственности бизнеса. В этот раз исследование проводилось в сентябре и декабре 2009 года в формате 25-минутных телефонных интервью в 22 странах мира. В России были опрошены 150 респондентов двух возрастных групп (25-34 и 35-64 лет), статистическая погрешность составляет примерно 6%. Все респонденты имеют высшее образование, высокий доход, не реже двух раз в неделю следят за деловыми и политическими новостями.
Россия входит в число стран Edelman Trust Barometer с 2007 года.