Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:38
Москва
18 ноября ‘24, Понедельник

Милиция обвиняет людей в оскорблениях ради «палок»

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Милиционеры обвиняют людей в оскорблениях и нападениях ради показателей раскрываемости преступлений, считает председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Она также раскритиковала московские суды за то, что в прошлом году они в пять раз чаще выносили приговоры в отношении дающих взятки, чем в отношении самих взяточников, а также за хамство, пьянство и волокиту.

Уголовные дела по фактам оскорбления сотрудников милиции возбуждаются ради повышения показателей раскрываемости преступлений, заявила в четверг на итоговом совещании председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, сообщает РИА «Новости». По ее словам, в 2009 году по фактам оскорблений и применения насилия в отношении милиционеров (ст. 318 и 319 УК РФ) было возбуждено свыше тысячи уголовных дел. Председатель Мосгорсуда не уточнила, увеличился ли этот показатель по сравнению с 2008 годом, однако сообщила, что эта цифра ее «испугала». «Опять наша любимая милиция, она очень у нас изобретательная. Они решили повысить, наверное, показатели... Я не хочу сказать, что в милиции работают плохие люди, нет, большинство -- хорошие... но в семье не без урода. Сами работники милиции для того, чтобы составить себе «палки», сами рисуют эти 318-ю и 319-ю статьи об оскорблении милиционеров, в том числе нецензурной бранью. Какие они у нас стали нежные...», -- отметила Егорова. По ее данным, по таким уголовным делам московские суды в 2009 году в 3% случаев приговорили обвиняемого к лишению свободы, а по остальным назначили условный срок или штрафы. «Как мне сказали, штрафы эти платят сами сотрудники милиции», -- подчеркнула она.

Санкция ст. 319 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 40 тыс. рублей, либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок от шести месяцев до года. В соответствии со ст. 318 УК РФ применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, или даже угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей, арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до пяти лет.

Реальные сроки

В России дела об оскорблении или сопротивлении милиции нередко заканчиваются в суде гораздо более серьезными наказаниями, чем приговоры в отношении самих сотрудников правоохранительных органов, совершивших более тяжкие преступления.

Накануне в Москве Преображенский суд столицы признал студента РУДН Всеволода Остапова, избитого в ОВД «Сокольники» во время задержания, виновным в оказании сопротивления милиции. Студента приговорили к условному наказанию сроком на год. При этом при наличии заключения медико-судебной экспертизы о том, что Остапова действительно избили в ОВД, найти того, кто именно бил студента, следствию не удалось. Защита осужденного возмущена приговором и обвиняет суд в умышленном игнорировании доказательств.

А в конце января в Липецкой области за насилие в отношении сотрудника милиции к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима приговорен 25-летний мужчина, который ударил ногой милиционера при прохождении медицинского освидетельствования на наличие наркотиков в крови. Тогда же в Тульской области 19-летний молодой человек был приговорен к семи годам колонии общего режима за то, что ударил кулаком в лицо милиционера.

В то же время в Калининградской области к четырем годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении был приговорен сотрудник ФСИН, сбивший насмерть семилетнего ребенка, управляя автомобилем в пьяном виде.

Дать взятку страшнее, чем взять

Московские суды в прошлом году в пять раз чаще выносили приговоры в отношении дающих взятки, чем в отношении берущих «вознаграждение», сообщила Егорова. По ее словам, в прошлом году 600 человек были осуждены за дачу взятки, а 128 -- за ее получение. «Здесь присутствуют сотрудники милиции, они, наверное, сразу поймут, как они «стараются» и какие направляют дела в районные суды», -- сказала с иронией Егорова. Председатель Мосгорсуда отметила, что в 50% уголовных дел по фактам дачи и получения взяток фигурируют суммы от 500 до 5 тыс. рублей. Она уточнила, что по этим делам в 70% случаев столичные суды назначили обвиняемым условное наказание. «За такие взятки, конечно, в тюрьму никто не посадит», -- отметила Егорова.

Судьи слишком лояльны к следователям

В декабре 2009 года председатель Мосгорсуда на научно-практической конференции с участием судей районных судов призвала своих подчиненных не быть столь лояльными к представителям следственных органов.

Районные суды столицы, в частности, слишком лояльно реагируют на ходатайства следствия об аресте обвиняемых по уголовным делам.

«Они (следователи) приходят к себе домой -- в Басманный и Тверской суд. Ногой открывают дверь, -- отметила председатель Мосгорсуда. -- Вопрос этики этим и ограничивается. В суде главный -- судья».

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин считает, что в стране при рассмотрении административных правонарушений постоянно нарушается принцип состязательности правосудия. По его мнению, единственный выход из сложившейся ситуации – создание административного процессуального кодекса.

«Подавляющее большинство дел об административных правонарушениях включают в качестве доказательств рапорты лиц, выявивших административное нарушение (то есть фактически инициаторов преследования, обвинителей по делу), их же письменные объяснения, составленные этими же лицами протоколы, а также показания этих же лиц в суде», -- считает омбудсмен. По его мнению, совокупность этих «доказательств» практически является «копированием одних и тех же сведений, сообщаемых одним и тем же лицом – инициатором привлечения обвиняемого к административной ответственности».

На практике получается, что судья видит протокол и сам ищет аргументы для опровержения слов подозреваемого. Основываясь на протоколе, суд чаще всего принимает сторону сотрудника правоохранительных органов. «Данное обстоятельство влекло недопустимый обвинительный уклон в оценке доказательств. Фактически сторона защиты в административном процессе противостоит не обвинению, а самому суду», -- считает Лукин.

Хамство, пьянство и волокита

Егорова также рассказала на итоговом совещании Мосгорсуда, что москвичи часто жалуются на хамство, волокиту и пьянство в судах. По ее словам, ей в «окно председателя» на официальном сайте суда поступило 1716 жалоб от граждан, при этом многие из них связаны с хамским поведением сотрудников суда, а также распитием алкогольных напитков работниками судов на рабочем месте. Егорова также сообщила, что в минувшем году в квалификационную коллегию судей Москвы поступило 98 тыс. обращений от граждан с просьбой принять дисциплинарные меры по отношению к судьям. «Надо быть добрее к людям, если устали, надо написать заявление и уйти в отставку, но не надо издеваться над людьми», -- подчеркнула председатель Мосгорсуда.

Памятники культуры в Ярославской области изымают у недобросовестных собственников
Реклама