Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Россияне уходят из магазинов на рынки

В 2009 году в России оборот розничной торговли в стационарных сетях сократился на 6%, на рынках и ярмарках -- на 2%. При этом покупатели стали предпочитать продовольственные товары непродовольственным.

Оборот розничной торговли в стационарной торговой сети в 2009 году сократился на 6% по отношению к 2008 году, а на розничных рынках и ярмарках – только на 2% к 2008 году. Об этом говорится в докладе Министерства промышленности и торговли по итогам 2009 года.

Однако, отмечает Минпромторг, в декабре 2009 года люди более активно приобретали товары в стационарных торговых сетях. По отношению к предыдущему месяцу в декабре объем продаж в магазинах вырос на 22,1%, в то время как на розничных рынках и ярмарках – всего на 9,3%.

В целом в 2009 году оборот розничной торговли по сравнению с 2008 году снизился на 5,5%, составив 14516,9 млрд рублей.

В структуре оборота удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в 2009 году составил 48,6%, непродовольственных товаров – 51,4% (в 2008 году -- 46,8% и 53,2% соответственно).

В разрезе товарных групп по итогам 2009 года оборот розничной торговли продовольственными товарами, включая напитки, и табачными изделиями сократился на 2,5%, а непродовольственными товарами – на 8,3% по отношению к 2008 году.

Промышленное производство сократилось в 2009 году на 10,8%, также говорится в докладе. Однако в декабре 2009 года этот показатель вырос на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и на 5% по сравнению с ноябрем 2009 года.

В условиях снижения объемов производства происходило обострение ситуации в сфере занятости, отмечает Минпромторг. В целях недопущения массовых сокращений на предприятиях вводится режим неполного рабочего времени, приостанавливаются выплаты премий и материальной помощи, устанавливаются запреты на выполнение работ в выходные дни и сверхурочное время. Части сотрудников предоставлены вынужденные отпуска с частичной оплатой труда или без нее, сокращается непроизводственный персонал.

«Таким образом, в 2009 году на фоне сложной экономической ситуации в стране состояние торговой отрасли характеризовалось отрицательными темпами роста оборота розничной торговли в связи с падением потребительского спроса и снижением реальных располагаемых денежных доходов населения, -- делает вывод министерство. -- Данные факторы являлись главной причиной невысокого роста цен по итогам 2009 года. Потребительские предпочтения населения характеризовались более активным приобретением продовольственных товаров по сравнению с непродовольственными товарами, что в итоге сказалось на общей структуре оборота, характеризующейся повышением доли продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли, а также опережающими темпами падения продаж непродовольственных товаров».

Полная версия