Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Россия потеряла $2 млрд из-за спама

Из-за спама российская экономика за год потеряла почти $2 млрд. Количество нежелательных писем в электронной почте продолжает расти.

В $1,3--1,9 млрд оценивают потери российской экономики за 2008 год из-за распространения спама аналитики компании консалтинговой группы ФБК. США теряют в несколько раз больше: там ущерб экономике оценивают в $71 млрд за год. Эксперты подсчитали, сколько рабочего времени сотрудники тратят на удаление спама. 

Среди наиболее популярных тем спам-сообщений в исследовании ФБК выделяют услуги и товары для взрослых (32%), путешествия, развлечения (28%) и финансовые услуги (24%). Аналитики подчеркивают всплеск сообщений на тему «личных финансов» в октябре 2008 года (с 1,2% до 2,1%). Уже к декабрю доля антикризисного спама снизилась до 0,8%.

По данным международной некоммерческой организации Spamhaus на 2 февраля 2009 года, Россия занимает третье место в рейтинге наиболее проблемных в отношении спама стран. Первое место занимают США, где в 2007 году доля интернет-пользователей составляла 73%, а второе – Китай (интернетом пользуются 16% населения). Эксперты обращают внимание на «более угрожающий» показатель распространения спама в России, учитывая низкую долю проникновения интернета и меньшую, чем в двух странах -- лидерах рейтинга, численность населения.

Значительно меньшие, чем в США, потери российской экономики из-за распространения спама исследователи объясняют сравнительно низкой стоимостью рабочей силы (в семь раз дешевле, чем в США) и меньшим числом работников, пользующихся электронной почтой (в семь раз меньше).

Кроме того, эксперты подсчитали, что российские пользователи избавляются от нежелательных сообщений примерно в 2,5 раза быстрее, чем их коллеги из США (6,8 секунды против 16 секунд). В среднем в России человек тратит на удаление спама 5 минут 24 секунды каждый день.

Президент ассоциации «Интернет и бизнес» Алексей Беляев считает, что к цифрам ущерба, который экономике наносит необходимость уделять часть рабочего времени на удалении спама, следует добавить стоимость поддержания инфраструктуры, которая обеспечивает хождение почтового трафика. «По оценкам экспертов, до 90% трафика удаляется конечным получателем, даже если учитывать работу спам-фильтров, цифра получается значительная», -- говорит он.

Директор по маркетингу компании Perimetrix Денис Зенкин считает, что точно оценить ущерб, наносимый экономике спамерскими рассылками, невозможно. «Очевидно, что спам сильно отражается на экономике, так как из-за него снижается производительность труда», -- говорит он.

По словам Дениса Зенкина, антиспам-фильтры часто ошибочно помечают деловые письма как спам и удаляют их. «Да и у самих пользователей, получающих сотню спам-сообщений в день, глаза замыливаются», -- добавляет он. Кроме того, через спам-сообщения распространяются вредоносные программы, которые могут затруднить работу компьютера или предоставить злоумышленнику доступ к хранящейся на компьютере информации.

В «Лаборатории Касперского» объем рынка спам-рассылок в России оценивают в $150--200 млн за 2008 год. Доля спама в электронной почте выросла за год на 2,1% и достигла 82,1%. В отдельные дни в течение года доля нежелательных сообщений достигала 97,8%. Доля спама «для взрослых» увеличилась за этот период на 15%.

Полная версия