Деньги идут в кино в обход продюсеров
Киностудия Горького предлагает поддерживать кинопроизводство через прямые государственные субсидии студиям. В этом случае киностудии станут эксклюзивными агентами государства по распределению денег и контролю над ними. Продюсерские центры категорически против.
В соответствии с документом, направленным киностудией имени Горького в Минкультуры, студии должны стать «исключительными агентами министерства по распределению и контролю использования государственной поддержки».
По словам генерального директора студии имени Горького Станислава Ершова, такой механизм распределения средств может «поддержать студии в период кризиса и стимулировать размещение заказов». «Мы активно обсуждаем это с участниками рынка», -- подчеркнул он.
В предложении, направленном в Минкультуры, говорится, что киностудии должны получать часть доходов от реализации прав на фильмы. Для производства фильмов за государственный счет студии обязаны привлекать аккредитованные производственные кинокомпании.
До 2009 года Минкультуры оказывало финансовую поддержку отдельным кинопроектам, принимая решения по итогам тендеров. В сентябре 2008 года министерство предложило новую схему господдержки кино. В соответствии с ней значительная часть выделенных средств идет менее чем на десять фильмов, ориентированных на национальные интересы, и ряд крупных продюсерских компаний. Остальные деньги, как и раньше, распространяются на основе рассмотрения заявок.
Станислав Ершов говорит, что сейчас студия вынуждена оказывать услуги по производству двух крупных кинокартин в кредит. Технический кредит, по его словам, предоставляется компаниям RospoFilm Group (фильм «Вий. Возвращение») и Room («Поколение П»), которые уже подали в Минкультуры заявки на господдержку. «Это риск, причем серьезный, -- поясняет Станислав Ершов. -- Если бы изначально было понятно, что деньги вернутся, мы могли бы помочь большему количеству кинокомпаний».
Генеральный директор компании «Профит» Игорь Толстунов называет предложения киностудии «бредом». «Больший потенциал», по его мнению, у идеи финансирования продюсерских компаний. «За годы существования в России продюсерского кино сформировался ряд компаний, которые работают эффективнее, чем любая киностудия, -- говорит Игорь Толстунов. – Киностудии за эти годы не сделали ничего хорошего».
«Малореализуемой» называет идею и генеральный директор Movie Research Олег Иванов. «Государство в любом случае должно выбирать уполномоченный орган для осуществления финансирования, и это -- одна из моделей, -- считает он. -- Однако переход на нее может занять время, а ее эффективность в сегодняшних условиях неочевидна».
Режиссер кинокомпании Тимура Бекмамбетова «Базелевс продакшн» Дмитрий Киселев отказался комментировать систему субсидирования и заметил, что «компания никогда не пользовалась господдержкой и не планирует этого делать».