Реклама растет медленнее
Четвертый квартал 2008 года испортил динамику российского рекламного рынка. Топ-менеджеры ведущих медиаплощадок убеждают, что год прошел «успешно», несмотря на замедление темпов роста.
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликует официальные результаты подсчетов объема российского рекламного рынка 19 февраля. Участники рынка уверены, что большинство сегментов по итогам года продемонстрирует рост, но темпы резко снизятся.
Телевидение
Рынок рекламы на телевидении за девять месяцев 2008 года вырос, по данным АКАР, на 27,2% (29% за аналогичный период прошлого года) и достиг 93,5--94,5 млрд рублей. По мнению экспертов, рост достигнут в основном благодаря медиаинфляции.
Директор по корпоративным коммуникациям группы компаний «Видео Интернешнл» (ВИ) Антон Чаркин напоминает, что докризисный прогноз ВИ предполагал, что по итогам 2008 года этот рынок достигнет 140 млрд рублей (включая НДС). Генеральный директор канала «2 х 2» Роман Саркисов уверен, что рынок «традиционно вырос, так же как и в 2007 году».
Печатные СМИ
Печатные СМИ к сентябрю 2008 года прибавили 14,3%. Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов, входящий в совет АКАР, сообщил, что, по мнению экспертов, «по рынку прессы остался незначительный рост, несмотря на негативные результаты последнего квартала».
Для газетного рынка, который традиционно рос лучше других, 2008 год стал «самым успешным с начала 2000-х», уверен главный редактор «Труда» Владимир Бородин. По его данным, в первом полугодии лидеры рынка имели рост в 45--50%, хотя в конце года он замедлился до 25--30%. При этом для «Труда» ноябрь и декабрь стали наиболее прибыльными месяцами в году.
На 2009 год издатели закладывают снижение рекламных доходов. «Рынок будет меньше и темпы будут другими, -- подтверждает Владимир Бородин. – 2008 год станет ориентиром того, к каким показателям рынок будет возвращаться».
Газетно-журнальный рынок вырос за год на 16--18%, считает генеральный директор «Глобал Медиа Групп» Вячеслав Керов. «Значительное уменьшение рекламных полос произошло в ноябре и декабре, но так как договоры на размещение были подписаны заранее, падение было не таким большим», -- объясняет он. По его подсчетам, рекламный рынок газет и журналов в ноябре--декабре снизился на 30% по отношению к аналогичному периоду 2007 года.
Рекламные издания в 2008 году переживали резкий спад темпов роста – с 12% до 2,2% по состоянию на сентябрь. Руководитель департамента газетных изданий «РДВ-медиа» Александр Ветерков более оптимистичен и считает, что в целом по рынку рекламных изданий годовой рост составил около 5%.
«Сильнее других рос сегмент изданий о трудоустройстве – около 15% за год, но он же был сильнее подвержен и спаду в конце года», -- уточняет он. В четвертом квартале, по словам Александра Ветеркова, рекламные издания пережили спад доходов «не менее чем на 15%, а по некоторым изданиям – до 80%».
Наружная реклама
Темпы роста рынка наружной рекламы за год упали с 22% до 13,5%, по предварительным данным генерального директора компании «Эспар-аналитик» Андрея Березкина. «И октябрь, и ноябрь были довольно приличными, -- вспоминает он. – Спад по загрузке носителей был только в декабре, он составил около 10%».
«Рост по итогам года был, но минимальный», -- говорит генеральный управляющий «BigBoard Россия» Руслан Желудик. Он отмечает «сильный спад» в последние месяцы года.
Радио
Рынок рекламы на радио в 2008 году мог сократиться, подозревает генеральный директор «Русской медиагруппы» Сергей Кожевников. «Год был очень хорошим – может быть, лучшим для радио, но, как и на других рынках, он закончился в сентябре, а в четвертом квартале было ощутимое падение», -- говорит он.
Определить точную динамику рынка Сергей Кожевников затрудняется «до подведения всех балансов». «Мы считаем, что снижение есть, но небольшое, -- считает он. – Ноябрь и декабрь – традиционно самые жирные месяцы в году, и, пострадав в этих месяцах, радиостанции рекламы недобрали ощутимо».
Интернет
Лучше других рос рынок рекламы в интернете – 55% за девять месяцев. Генеральный директор агентства RichMedia Group Максим Сычев считает, что эта цифра не сократилась в конце года. «Темпы не снизились после того, как начались сообщения о глобальном кризисе», -- уверяет он.
Максим Сычев признает «просадки» по таким отраслям, как недвижимость, но, по его словам, более активны стали другие рекламодатели. «Таким образом, кризиса мы пока не увидели», -- резюмирует он.