Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Финансовый кризис портит имидж

Российский рынок PR-услуг сократится в 2009 году на 20%. Клиенты имиджевых агентств режут бюджеты. Агентства собираются экономить на сотрудниках и арендной плате.

Объем рынка PR-услуг сократится в 2009 году на 20%, сетуют участники рынка. Компании -- клиенты PR-агентств уже начали сокращать бюджеты.

«Мы столкнулись с тем, что ряд компаний из числа наших крупных клиентов вынужден был сократить маркетинговые бюджеты – как на PR, так и на внутрикорпоративные коммуникации и исследования, -- говорит директор по развитию ЦКТ «Proпаганда» Николай Сапронов. По его словам, в связи с финансовым кризисом многие отложили вывод на рынок новых продуктов.

По данным Международной ассоциации компаний -- консультантов в области связей с общественностью (ICCO), в 2007 году рост выручки российских PR-агентств составил 20%. По темпам роста российский рынок занимал третье место в мире после Турции (27%) и Индии (25%). В отчете указывается, что общая выручка членов российского представительства ICCO – Ассоциации компаний -- консультантов в области связей с общественностью (АКОС) – составила €60--80 млн. На тот момент в АКОС входило 20 PR-агентств, контролирующих около 50% рынка.

Общий объем российского рынка PR-услуг, по прогнозам агентства «Сокур и партнеры», в 2008 году должен был составить порядка $1 млрд.

Елена Фадеева, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard, председатель АКОСВ ситуации экономической нестабильности связь между сокращением общих бюджетов компании и инвестициями в PR не прямая.

«В этом году положительная динамика ощущалась только до середины третьего квартала», -- вспоминает Николай Сапронов. По его мнению, в конце года рынок уже потерял около 20%, при этом больше всего пострадали агентства, зависящие от крупных клиентов, и те, кто рассчитывал на работу с государственными заказчиками.

Заместитель генерального директора коммуникационного агентства АГТ (работает над проектами для Министерства образования и науки) Владислав Шуваев утверждает, что пока сокращения заказов не было. «Сейчас мы полностью заняты завершением заказов этого года. Ожидаем, что решения о контрактах на 2009 год в государственных органах и частных компаниях будут приняты после Нового года», -- говорит он.

В ноябре 2008 года агентство Publicity PR огласило свой прогноз по развитию рынка в 2009 году. Там уверены, что рынок вырастет на 25%.

В «Prопаганде» считают, что при негативном сценарии за 2009 год объем рынка PR сократится на 20--30%. Спада на 20% ожидает и директор по развитию бизнеса агентства «Михайлов и партнеры» Анастасия Таратина.

Дмитрий Комендантов, руководитель московского офиса SPN OgilvyКлиенты оптимизируют бюджеты, и следовательно, сокращается объем услуг по абонентским контрактам – в среднем, на 10-15%.

По ее словам, уже меняются форма и сроки заключаемых контрактов: клиенты переходят от текущего к проектному обслуживанию и заключают краткосрочные контракты. Возрос спрос на антикризисные программы.

Основную часть постоянных расходов PR-агентств составляют арендная плата и оплата труда персонала. «Это бизнес малорентабельный и рискованный, -- напоминает Николай Сапронов. – При рентабельности не более 20% уменьшение объема заказов критично для обеспечения этих издержек».

«До кризиса многие агентства могли позволить себе большой постоянный штат сотрудников, теперь многие задумаются о смене формата и станут набирать команду под отдельный проект», -- говорит он. В «Prопаганде» «не сокращают людей резко», но оптимизируют штатную структуру.

«Михайлов и партнеры» готовы отказаться от открытия новых офисов. «Мы не живем в замкнутом мире, и, безусловно, кризис внес незначительные коррективы в наши планы по развитию», -- признает Анастасия Таратина.

Полная версия