Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Александр Арутюнов: была жестокая борьба за клиентов и агрессивное снижение цен

Кризис в туризме почти закончился, считает президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов. В будущем году рост рынка составит 4%. Но востребованными останутся дешевые массовые направления.

Создание совместного предприятия подконтрольного АФК «Система» ВАО «Интурист» и корпорации Thomas Cook запланировано на 2010 год. Но пока взаимодействие «Интуриста» с транснациональным туристическим концерном ограничивается обсуждением возможных вариантов сотрудничества в гостиничной сфере, говорит в интервью Infox.ru президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов.

Кризис был системным, тяжелымПолный текст беседы Александра Арутюнова с корреспондентом Infox.ru Александром Цыганковым
«Как и с другими глобальными операторами, мы находимся в хороших, теплых, дружеских отношениях. Мы часто встречаемся на международных выставках и обсуждаем возможности сотрудничества. Думаю, сейчас можно говорить только об этом», -- замечает топ-менеджер.

По оценкам Александра Арутюнова, по итогам 2009 года российский туристический рынок обвалится на 40%: «По России падение рынка по всем сегментам будет в пределах 17%, если говорить о количестве туристов, падение в денежной массе может достичь и 40%».

Из-за повышения размера финансовых гарантий для туроператоров часть мелких компаний ушла с рынка в 2009 году. Это место сейчас занимают сетевые агентства -- их доля на рынке заметно выросла, говорит Александр Арутюнов. «Также нужно отметить появление негласного запрета на финансирование туроператоров и ограничение доступа к валютным кредитам с одновременным удорожанием рублевых займов», -- рассказал он. Компании не могут быстро развивать бизнес. В сфере выездного туризма размер выручки сократился с 8,6 млрд в 2008 году до 7,6 млрд, количество проданных путевок -- с 9,2 млн до 6,5 млн. В 2010 году, по его мнению, будет продано 6,9 млн путевок, объем выручки составит 7,9 млрд.

Но Александр Арутюнов отмечает, что туристический рынок постепенно оживает. В следующем году потребительская активность будет выше, чем в 2009-м, считает он. Вырастет доля московских компаний на рынке. «Я думаю, что кризис чувствуется в экономике страны, пока он есть в головах людей. Это в большей степени психологический фактор, чем связанный только с состоянием экономики и финансов. Перелом произошел в середине третьего квартала, когда значительная часть населения страны поверила, что не все так плохо и то ужасное, что обещали, уже позади», -- пояснил Александр Арутюнов. По его словам, в будущем году рост рынка может составить 4%.

Темпы развития российского туристического рынка могли бы быть выше, считает президент «Интуриста». Для этого, по его мнению, нужно ввести электронные ваучеры, вернуть обязательное лицензирование турагентств и подключить Федеральную антимонопольную службу к демпинговым войнам между участниками рынка.

Полная версия