Рекламе в интернете пообещали миллиард
Продавцы рекламы в интернете ждут роста рынка: прогнозы варьируются от 5 до 40%. Оптимистичный сценарий позволит рекламе в сети собрать $1 млрд в 2010 году. Спросом пользуются контекст, недорогой медийный контакт на порталах и в социальных сетях, но перетянуть телевизионные бюджеты в интернет по-прежнему не удается.
Реклама в интернете по итогам 2009 года вырастет на 5-10%, прогнозирует гендиректор агентства IMHO VI Светлана Горохова. «Назвать точные цифры пока невозможно -- планирование идет полным ходом, и декабрь еще не заполнен -- но мы считаем, что по итогам года прирост в медийной рекламе составит от 5 до 10%. На четвертый квартал традиционно приходится около 40% всех денег, поэтому хороший рост в этот период улучшит и результаты года», -- поясняет она.
Делать прогнозы на 2010 год сложнее, признаются в IMHO VI. «Можно предположить, что мы увидим результат либо на уровне 2009 года, либо плюс-минус 10% -- в зависимости от экономической ситуации. В любом случае интернет-реклама будет расти быстрее, чем рынок в целом», -- говорит Светлана Горохова. По ее словам, даже в условиях экономического роста многое будет зависеть от того, «сколько времени займет осознание этого процесса рекламодателями», которые осторожно подходят к планированию маркетинговых расходов.
«Планирование стало более компактным, более поздним», -- соглашается гендиректор агентства Prior.ru Сергей Спивак. По его словам, предсказать результаты весны 2010 года можно будет не раньше конца января -- начала февраля, но в целом год «будет лучше».
Заместитель гендиректора телеканала «Вести» Аскар Туганбаев ожидает в 2010 году резкого роста на рынке интернет-рекламы. По его мнению, рынок способен прибавить 30-40% и к концу 2010 -- середине 2011 года достигнуть объема $1 млрд. За девять месяцев 2009 года рынок, по оценкам аналитического центра «Видео интернешнл» (АЦВИ), собрал $445 млн.
По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), интернет стал единственным сегментом рекламного рынка, в котором бюджеты рекламодателей увеличились за девять месяцев 2009 года. Прирост к результату аналогичного периода прошлого года составил за этот период 3%.
Контекстная реклама, объемы которой затрудняются оценить АКАР и IMHO VI, уже превысила по объемам медийную и растет более быстрыми темпами, считают в АЦВИ. АЦВИ оценивает контекстную рекламу за девять месяцев 2009 года в 6,8 млрд руб. (медийную -- в 5,25 млрд руб.). Прирост на рынке контекста составил 10% к аналогичному периоду 2008 года. Совокупно медийная и контекстная реклама занимают уже 8,3% рекламного рынка. Положительных трендов ждет от 2010 года руководитель отдела исследований интернета АЦВИ Алексей Беляев. «Этап стагнации», по его мнению, закончится, а развиваться лучше других будут видеореклама и реклама в социальных сетях.
Исследования компании TNS говорят о снижении в последнем сезоне уровня телесмотрения среди аудитории до 34 лет. Среди населения этого же возраста наиболее быстро растет уровень проникновения интернета. По мнению директора по развитию медийных продуктов «Яндекса» Льва Глейзера, данные АКАР о динамике объемов рекламного рынка (за три квартала 2009 года бюджеты на телевидении сократились на 21%, а в интернете выросли на 3%) говорят о том, что эту же тенденцию отметили и рекламодатели.
Но по мнению директора медиаселлингового агентства InterPool Виталия Телепова, заметного притока телевизионных рекламодателей на рынок интернет-рекламы ожидать пока не стоит, хотя те из них, кто уже присутствует в интернете, повышают свою активность. «Главная проблема, препятствующая перетеканию телевизионных бюджетов в интернет, на мой взгляд, это отсутствие единой и понятной для рекламодателя методики продаж, схожей с методикой продаж на телевидении. А разработкой новых технологий трансляции видеоформатов или использованием разных типов контента главную проблему, к сожалению, не решить. Решение находится на идеологическом уровне и в необходимости консолидации нескольких ключевых игроков нашей отрасли по этому вопросу», -- уверен он.
В TNS определили список «эксклюзивных рекламодателей интернета». Это категории рекламодателей, которые в течение года с сентября 2008-го отводили на интернет-рекламу наибольшую долю своих бюджетов. Лидерами по этому показателю стали компании, продающие компьютеры, оргтехнику и канцтовары, оказывающие транспортные услуги, а также услуги связи, юриспруденции, аудита и консалтинга. Из этих категорий только компании связи входят в десятку крупнейших рекламодателей по совокупному бюджету во всех секторах рекламного рынка, но они же наиболее активно наращивают объемы размещения на ТВ -- на 35% за год.
По данным АКАР, за три квартала 2009 года доля медийной интернет-рекламы в бюджетах рекламодателей увеличилась с 3 до 4%. Сократились доли наружной рекламы, радио и прессы. «Эти сегменты сильнее других потеряли рекламодателей. Часть из них, вероятно, перенесла бюджеты в интернет. Но пока рано говорить, что этому примеру последуют и телевизионные рекламодатели», -- считает Светлана Горохова.