Олег Новиков, «Эксмо»: новых авторов были вынуждены ограничить
Книжный рынок провалился на 25%, оценивает ситуацию генеральный директор и совладелец издательства «Эксмо» Олег Новиков. Ему удалось сохранить прежние объемы продаж в рублях, хотя проданных книг оказалось на 10% меньше. Цены выросли. Несмотря на это, компании приходится экономить на сотрудниках, ассортименте и новых авторах.
По оценкам гендиректора крупнейшего в России книжного издательства «Эксмо» Олега Новикова, падение продаж в первом полугодии в целом по рынку составило около 10% в рублевом выражении по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В натуральных показателях ситуация хуже: падение рынка достигло 25%. «Эксмо» удалось сохранить прежние объемы продаж в рублях, хотя проданных книг оказалось на 10% меньше. Цены выросли.
Финансовый кризис сильнее затронул регионы. «В Москве практически не происходит падение -- может быть, на уровне 3-4%. В регионах, особенно таких, как Сибирь и Урал, ситуация значительно хуже: там поэкземплярное падение доходит до 30%. Многие операторы розничного рынка не выдерживают этого финансового давления, что сокращает предложение для конечного покупателя», -- рассказывает Олег Новиков.
Спрос в первую очередь упал на дорогую литературу: сильнее всего пострадали книги по цене от 1 тыс. руб., значительный спад и в сегменте от 500 до 1 тыс. руб. Практически не пострадали, по словам гендиректора «Эксмо», книги стоимостью 100-120 руб.
В условиях общего спада крупные издательства занимают все больший сегмент рынка. В «Эксмо» рассчитывают к концу года увеличить свою рыночную долю на 2%, до 18-19%. «Я думаю, что приблизительно такая же ситуация и у АСТ. Доля маленьких и средних издательств сокращается», -- комментирует Олег Новиков.
На типографском рынке («Эксмо» -- акционер Немецкой фабрики печати и Тверского полиграфического комбината) ситуация «достаточно тяжелая». На этом рынке падение в денежном выражении достигло 30%. Помимо 25-процентного снижения спроса на книги полиграфические комбинаты столкнулись с необходимостью снижения расценок на свои услуги, чтобы сохранить клиентов.
В кризис издательства вынуждены экономить на сотрудниках, ассортименте продукции и издании новых авторов, говорит Олег Новиков. Сейчас в «Эксмо» не увеличивают, «а даже снижают зарплаты, несмотря на инфляцию». Новых авторов станет меньше примерно в два раза. «Если раньше в год мы выпускали порядка 200-300 новых авторов, то сегодня их количество сократилось приблизительно на 100-150», -- признает Олег Новиков. Уменьшение числа новых авторов приведет к 10-процентному снижению ассортимента «Эксмо».
Маркетинговые бюджеты «Эксмо» не уменьшились. «Мы постарались на этом не экономить. Наоборот, ставим себе задачу увеличить количество продвигаемых авторов и создать новые популярные авторские бренды», -- заверяет Олег Новиков. По его словам, это наиболее выгодные для издательства инвестиции, даже несмотря на то, что они «не всегда дают положительный результат». Кроме маркетинга «Эксмо» инвестирует в розницу: компания «Новый книжный -- Буквоед», совладельцами которой выступают акционеры «Эксмо» Олег Новиков и Андрей Гредасов, недавно договорилась о покупке книжной сети «Библиосфера».
«С одной стороны, сегодня есть возможности для развития розничных операторов, с другой стороны, нехватка книжных магазинов, особенно в регионах, сильно бьет по издательскому бизнесу», -- поясняет Олег Новиков.
Сама компания не ищет инвесторов. «Учитывая, что инвестиционный климат сейчас не самый благоприятный и инвесторы рассчитывают на значительный дисконт, мы сегодня не рассматриваем возможность финансовых инвестиций в компанию», -- категоричен совладелец «Эксмо».