Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Деловая пресса теряет рекламу

Рекламные сборы ведущих деловых изданий сократились на 30%. Издательские дома рассчитывают, что спрос вернется осенью.

В первом полугодии объемы рекламы в газете «Коммерсантъ» сократились примерно на 10%, сообщили Infox.ru в издании. Результат улучшила платная публикация сведений о банкротствах, без которой рекламные сборы сократились бы на 28%, уточняет коммерческий директор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков. По его словам, последний раз прайс-лист «Коммерсанта» менялся в сентябре 2008 года -- в сторону повышения. Снижать расценки в издательском доме пока не планируют, а с дополнительными скидками продаются «отдельные позиции в онлайн-версии газеты».

По всему издательскому дому снижение рекламных объемов больше -- до 40%. «Летние месяцы пока получаются не очень хорошими, но сейчас все надеются, что отложенный спрос со стороны рекламодателей, который наблюдался весной, проявит себя и в сентябре», -- говорит Павел Филенков.

В деловых изданиях «РБК daily» и «Ведомости» отказались раскрыть динамику рекламных сборов в первом полугодии. «Но надо учесть, что сведения о банкротствах -- это довольно значительный объем», -- говорит топ-менеджер Independent Media (издает «Ведомости»). «Скидки в «Ведомостях» значительно ниже, чем в «Коммерсанте», -- уверяет он.

В РБК снижение объемов рекламы по рынку деловой прессы в целом оценивают примерно в 30% в рублях. «В зависимости от второго полугодия падение может оказаться и меньше», -- считает советник генерального директора РБК Павел Миронов.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, падение рекламного рынка сильнее всего затронуло печатные СМИ. В первом квартале текущего года в них стало в среднем на 42% меньше рекламы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Газеты отдельно пострадали немного меньше -- на 34%.

В связи со снижением деловой активности объемы рекламы в деловой прессе упали за полугодие ниже среднего рыночного уровня, то есть более чем на 40%, уверен директор отдела прессы баинговой компании Code of Trade (входит в OMD MD/PHD Group) Андрей Азаров. «Газеты пострадали сильнее, так как объем оперативной рекламной информации снизился кардинально», -- считает он. Снижение меньше затронуло лидеров сегмента, к которым, по мнению Андрея Азарова, относятся журналы Forbes и «Коммерсантъ-Деньги».

Из-за специфики букирования рекламных площадей газеты оказались в наименее выигрышном положении, соглашается представитель коммуникационной группы Aegis Media Ирина Белозерцева. «Кроме того, сказывается перетекание части аудитории ежедневных изданий на онлайн-ресурсы, которые позволяют более оперативно отслеживать информацию», -- добавляет она. Журналы, по мнению Ирины Белозерцевой, «пострадали несколько меньше», что объясняется в том числе и отсутствием полноценных онлайн-эквивалентов.

Ранее опубликованные данные TNS демонстрируют снижение рекламных бюджетов, отводимых на печатную прессу, в первом квартале текущего года. Общее число рекламодателей, размещающихся в прессе, сократилось на 34%. Крупнейшая категория рекламодателей, автомобильные компании, уменьшила объем заказов на 46%, а услуги по трудоустройству рекламируются в пять раз реже, чем в прошлом году.

За последний год уменьшилась и аудитория ежедневных газет, свидетельствуют данные исследования TNS National Readership Survey, хотя сокращение читателей затронуло деловые издания в меньшей степени. По данным на апрель, московская аудитория «Коммерсанта» сократилась по отношению к предыдущему году на 13%, до 140,6 тыс. человек, «Ведомостей» -- на 3%, до 103,7 тыс., а «РБК daily» -- на 6,8%, до 81,2 тыс. Сильнее деловые газеты потеряли в общероссийском масштабе: аудитория «Коммерсанта» сократилась на 28%, до 287,4 тыс. человек, а «Ведомостей» -- на 8,7%, до 185,8 тыс.

«Деловая пресса меньше всего потеряла долю аудитории, -- подтверждает Андрей Азаров. -- В кризис люди больше читают о бизнесе, чтобы понять перспективы». По оценкам OMD MD/PHD Group, с восстановлением рынка деловая пресса «будет расти выше среднего рыночного показателя».

В издательских домах на уменьшение рекламы и аудитории отреагировали снижением тиражей и сокращением рабочего времени. В апреле «Ведомости» и «Московский комсомолец» предложили части сотрудников временно перейти на четырехдневную неделю. В холдинге РБК сократили количество полос «РБК daily» и предложили сотрудникам отдохнуть в неоплачиваемом отпуске.

Полная версия