Кассовые сборы российских кинотеатров выросли за полгода более чем на 10%, хотя фильмов в прокат выходит все меньше. Кинотеатры увеличили рублевую выручку, повысив цены на билеты.
По данным Альянса независимых кинопрокатных организаций (АНКО), в первом полугодии 2009 года рублевые сборы российских кинотеатров составили 10,3 млрд. За этот период было продано 62,2 млн билетов. Сборы выросли на 10,6%, а посещаемость – на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В первом полугодии 2008 года кинотеатры собрали 9,04 млрд руб., реализовав 60,7 млн билетов. Падение темпов прироста посещаемости кинотеатры компенсировали увеличением цен. Средняя стоимость билета выросла со 148,9 руб. в первом полугодии 2008 года до 165,6 руб.
Еще больший прирост показывают данные компании Movie Research. «Общие кассовые сборы фильмов в прокате в первом полугодии 2008 года составили 9,45 млрд руб., в первом полугодии 2009 года – 11,2 млрд руб. Сравнивая сборы, мы наблюдаем рост на 18,5%», -- говорит представитель компании.
По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», за кинопрокатное полугодие (с декабря 2008 года по июнь 2009 года) прирост рублевых сборов составил 16,1% к аналогичному периоду, но долларовые сборы при этом упали на 12,8% -- с $387,6 млн до $338 млн. Общее количество зрителей повысилось на 1,4%.
«Несмотря на заявления о том, что кризис коснулся кинопроката, рост продолжается, хотя и экстенсивный – за счет цены билета», -- говорит гендиректор коммуникационной группы «Планета информ» Дмитрий Литвинов. На средней цене отразилось большое количество 3D-фильмов, билет на которые стоит дороже, и открытие VIP-залов, которые «показывают хорошую заполняемость в крупных городах», считает он.
Как и прогнозировали эксперты в начале кризиса, уменьшилось общее количество фильмов, выходящих в прокат, -- на 11,9%. Особенно сократилась аудитория фильмов ограниченного проката (до 100 копий) – на 38,5%. Фильмы российского производства были более популярны: в прокате их было только 23%, но их денежные сборы составили 35% от общей выручки. По данным Movie Research, сборы российских фильмов увеличились на 565 млн руб. «При этом количество релизов отечественных фильмов сократилось на 20%: 30 фильмов в первом полугодии 2008 года и 24 фильма в первом полугодии 2009 года», -- уточняют там.
«Количество стартовавших картин уменьшилось по трем причинам, -- поясняет Дмитрий Литвинов. – Во-первых, из-за кризиса было приостановлено 80-90 российских фильмов, во-вторых, практически не было сделок на международных кинорынках независимого кино, и в-третьих, в начале года сказалось эхо забастовки сценаристов в Голливуде, из-за которой многие мейджоры отложили свои релизы».
Во втором квартале года пик роста кассовых сборов пришелся на апрель (2,1 млрд руб.) и почти достиг традиционного январского (2,4 млрд руб. в 2009 году). В апреле вышло сразу два фильма, попавших, по данным АНКО, в тройку наиболее кассовых за шесть месяцев 2009 года. Это российский «Тарас Бульба» (574,3 млн руб.) и американский «Форсаж 4» (478,9 млн руб.). Первое место они уступают вышедшей в январе первой части «Обитаемого острова» (644,1 млн руб.). Вторая часть фильма, «Обитаемый остров. Схватка», собрала примерно в три раза меньше (204,9 млн) и занимает в списке самых кассовых фильмов только 18-е место.
Первая шестерка крупнейших прокатчиков по составу оказалась той же, что и в прошлом году, хотя компании в ней поменялись местами. На первое место вышел «Централ партнершип» (ЦПШ), который за полугодие заработал больше, чем за весь прошлый год (2,8 млрд руб. и 1,7 млрд руб. соответственно). Прибыльными для ЦПШ фильмами стали «Тарас Бульба», «Монстры против пришельцев» (451,6 млн руб.) и еще не сошедшие с экранов «Трансформеры: месть падших» (435 млн руб.).
На втором месте среди прокатчиков – Buena Vista Sony Pictures Releasing («Терминатор: да придет спаситель», «Ангелы и демоны») с 2,7 млрд рублевых сборов, на третьем – «Каро» («Обитаемый остров. Фильм первый», «Любовь в большом городе») с 2,5 млрд. Дальше идут «Двадцатый век Фокс СНГ» («Ночь в музее–2», «Люди Икс. Росомаха») – 1,3 млрд руб., UPI («Форсаж 4», «Затерянный мир») – 0,9 млрд руб. и «Парадиз» («Знамение», «Замерзшая из Майами») – 0,4 млрд.