Сергей Сторчак: «Мы до сих пор не понимаем, что же все-таки произошло»
Уровень развития российского финансового рынка не позволит покрыть дефицит бюджета только за счет продажи государственных облигаций, предупреждает заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Чтобы справиться с дефицитом в десятки миллиардов долларов, в 2010 году придется сокращать государственные расходы.
Российские и зарубежные финансисты до сих пор не понимают причин и глубины кризиса, уверен заместитель министра финансов Сергей Сторчак. «Мы до сих пор не понимаем, что же все-таки произошло», -- подчеркивает он.
По мнению замминистра финансов, исходной точкой финансового кризиса стал «очень большой разрыв в развитии между финансовым сектором и остальными секторами экономики», который произошел за последние 30 лет. «Финансовый сектор сильно ушел вперед в технологиях, стал работать сам на себя. Появились финансовые продукты, которые используются исключительно внутри самого сектора. Он перестал играть роль посредника между инвестором и владельцем ресурсов», -- объяснил он.
Дефицит российского бюджета, по мнению Сергея Сторчака, в 2010 году достигнет нескольких десятков миллиардов долларов. Финансовый рынок «хотя и развит, но не до такой степени, чтобы полностью закрыть выпадающие расходы бюджета», предупреждает финансист.
В этой ситуации правительство будет ориентироваться на то, чтобы «сокращать расходы очень аккуратно и взвешенно, не ставя под угрозу социальные обязательства». «Поэтому естественным является обнародованное министром финансов Алексеем Кудриным предложение пойти по пути наращивания государственных заимствований -- и внутренних, и внешних», -- отмечает Сергей Сторчак.
По его словам, наиболее перспективными будут заимствования на внутреннем рынке. Они дадут «возможность еще больше развиваться и менять свою структуру в сторону диверсификации, более высокой ликвидности, способности переходить из одного инструмента в другой», уверен Сергей Сторчак. «Но это вариант идеальный, когда мы можем полностью покрывать дефицит бюджета за счет рублевых инструментов», -- признается он.
Сергей Сторчак уверен в том, что спрос на российские долговые бумаги со стороны иностранных инвесторов будет. По его мнению, они «готовы взять суверенный российский риск». «Для многих инвесторов и кредиторов наличие в их кредитных портфелях российского риска будет приветствоваться. Это им интересно, смею вас уверить», -- подчеркивает заместитель министра финансов.
Сергей Сторчак считает удачным примером размещения на российском рынке долгового капитала Европейский банк реконструкции и развития и Международную финансовую корпорацию. Если придут заемщики из соседних государств, то рубль сможет превратиться в «в аналог резервной региональной валюты». Это произойдет «через рост доверия к финансовым инструментам, номинированным в российских рублях», уточняет он.