Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Интернет ушел в минус

Первый квартал 2009 года закончился для рекламного рынка России падением на 29%. Снижаются даже рекламные доходы телевидения и интернета.

В первом квартале 2009 года объемы рекламы снизились во всех сегментах рынка, сообщает Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Впервые за все время спад переживает интернет-реклама. По подсчетам экспертов АКАР, в первом квартале 2009 года объемы российского рекламного рынка сократились на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По ранее опубликованным данным, 2008 год закончился для индустрии с ростом 17%. Тогда спад отмечался только в сегментах радио и рекламных изданий. В первые три месяца 2009 года рекламы стало меньше во всех отраслях.

Секретарь комиссии АКАР Алексей Балабанов отмечает, что, по мнению экспертов, объемы рекламы в большинстве отраслей остаются «в рамках нормы». «Ничего страшного не произошло», -- уверен он.

Удивил, по его словам, только интернет, «который не должен был так сильно упасть». «К сожалению, эта отрасль не смогла предложить рекламодателям нормальных площадок для работы. Сыграло свою роль и то, как масштабы кризиса были преувеличены журналистами», -- комментирует он.

Телевидение

Объемы рекламы на телевидении сократились по сравнению с началом 2008 года на 20% и составили 24,5-25 млрд рублей. В четвертом квартале 2008 года телевидение собрало рекламы на 43,6 млрд. По сравнению с этим периодом спад составил 43%. PR-директор группы компаний «Видео Интернешнл» Антон Чаркин заявил, что «ВИ» «согласна с оценкой АКАР» в отношении результатов первого квартала.

Падение этого рынка превысило ожидания экспертов. По прогнозу агентства ZenithOptimedia, рынок телерекламы в 2009 году должен сократиться в объемах на 5-15%. 15-процентный спад прогнозировала и компания GroupM. Холдинг «СТС Медиа» при публикации отчетности за первый квартал года оценивал снижение рекламной выручки на 10% в рублевом выражении.

Радио

Темпы снижения рынка радиорекламы резко увеличились –в первом квартале он упал на 38%. Падение этого рынка началось еще в первом полугодии 2008 года и по итогам 12 месяцев составляло 6%. Сейчас эксперты оценивают объем рекламы на радио в 1,9-2,1 млрд рублей. Это меньше уровня не только 2008-го, но и первого квартала 2007 года, когда рынок оценивался АКАР в 2,5-2,7 млрд рублей.

Генеральный директор «Европейской медиагруппы» Александр Полесицкий оценивает сокращение доходов холдинга по итогам квартала в 30%. Радиохолдинг «Русская медиагруппа» в своей финансовой отчетности прогнозирует, что по итогам года падение рекламного рынка составит от 20% до 30%. По словам генерального директора «Русской медиагруппы» Сергея Кожевникова, падение доходов достигало 35% в феврале, но к концу квартала сократилось до 15%.

Печатные СМИ

Сильнее всего падение рекламного рынка затронуло печатные СМИ. АКАР сообщает, что в целом падение там достигло 42%, уточняя, что «оценки комиссии и отдельных издателей могут не совпадать». Ранее один из членов комиссии сообщал, что ряд издателей настаивает на более пессимистичных оценках рынка.

Газета «Сделка»О своем закрытии объявило издание «Сделка! Газета информации и объявлений».

В газетах рекламы стало меньше на 34%, в журналах – на 40%. Сильнее других пострадали рекламные издания – они собрали на 51% меньше рекламы.

Генеральный директор издательского дома Global Media Group Вячеслав Керов уверен, что «снижение объемов рекламы в журналах в январе – марте 2009 года было даже ниже 40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года». «Я бы оценил его, как приблизительно минус 45%. Хотя это достаточно усредненная оценка, и во многом ситуация зависит от бренда журнала и работы коммерческого департамента», - говорит он.

Наружная реклама

В наружной рекламе снижение рынка достигло 36%. Ранее генеральный директор исследовательской компании «Эспар аналитик» Андрей Березкин оценивал спад рынка по итогам января и февраля «примерно в 40%».

В отчете, выпущенном «Эспар аналитик» совместно с аналитическим центром News Outdoor по итогам первого квартала, темпы сокращения объемов оценивались в 38% вместо прогнозировавшихся ранее 45%. Улучшения динамики эксперты ждут во втором полугодии 2009 года.

Интернет

Объемы рекламы в интернете упали впервые с тех пор, как АКАР начал оценивать этот рынок (с 2002 года). В предыдущие годы темпы роста этого рынка были наиболее значительными по сравнению с другими медиаотраслями. В первом квартале 2009 года снижение составило 15% без учета контекстной рекламы.

Контекстная реклама тоже пострадала в первом квартале. Руководитель отдела сейлз-маркетинга «Яндекса» Антон Попов отмечает, что в сегменте контекстной рекламы показатель цены за клик упал еще в ноябре 2008 года и вернулся к росту только в марте 2009 года. «Контекстные системы, в том числе Яндекс.Директ, очень чувствительны к изменениям на рынке, так как рекламодатели самостоятельно регулируют ценообразование», - говорит Антон Попов.

С 2003 по 2007 год темы прироста интернет-рекламы составляли от 60% (2006 год) до 92% (2007 год). Прирост снизился до 32% по итогам 2008 года. ZenithOptimedia прогнозирует, что в 2009 году рост этого сегмента составит от 0 до 15%.

Полная версия