Доходы компаний, специализирующихся на проведении бизнес-тренингов, сократятся не менее чем на 40%. Глубина падения может достичь 80%. Все долгосрочные проекты заморожены.
«Рынок кадрового консалтинга находится в прямой зависимости от экономики. Он уже значительно сократился и в ближайшие месяцы будет продолжать сокращаться. Среди областей, которые будут снижаться сильнее всего, -- подбор, тренинг и оценка персонала. Связано это с тем, что традиционно такие услуги нацелены на развитие и рост», -- заявляет генеральный директор «Экопси консалтинг» Павел Безручко.
По его оценкам, объемы доходов компаний, специализирующихся на развитии и оценке персонала, могут сократиться на 40-80% к уровню начала 2008 года. По итогам 2008 года оборот «Экопси консалтинг» вырос на 16% к уровню прошлого года и составил 450,2 млн руб.
Компании, пользующиеся услугами кадрового консалтинга, будут сокращать затраты неравномерно, уверен Павел Безручко. «В компаниях, где обучение было изначально связано с бизнес-задачами, бюджеты сократятся нерадикально. В первую очередь будут отказываться от разовых тренингов по заявкам «снизу». А системные, централизованные программы обучения, скорее всего, пострадают меньше, хотя возможно введение более жестких квот на количество участников», -- поясняет он.
Менеджер по маркетингу компании SHL Александр Ерченков вспоминает, что «пик спада активности клиентов пришелся на ноябрь-декабрь 2008 года». «В этот момент все были растеряны, и компании, больше всего пострадавшие от кризиса, решили отказаться от постоянных проектов», -- рассказывает он. Тогда нефтяные компании практически заморозили тренинговые проекты, уменьшился спрос со стороны банков и ритейлеров.
Представитель другой крупной компании, специализирующейся на проведении обучающих тренингов персонала, на условиях анонимности сообщил, что бизнес сейчас существует только за счет разовых семинаров. «Все долгосрочные проекты заморожены. От них отказались крупные финансовые структуры, которые обычно не экономили на обучении», -- сетует он.
Генеральный директор компании Energy Consulting/Business Service Марина Малыхина считает, что спрос на бизнес-тренинги сократился «без ущерба для бизнеса». «В последнее годы обучение стало одним из мотивационных факторов и зачастую проводилось не в интересах бизнеса, а скорее, было данью некой моде на обучение», -- говорит она. Крупные компании, по ее словам, не отказываются от тренингов совсем, но «оптимизируют затраты, выбирая те проекты, которые приносят реальный бизнес-эффект».
С конца прошлого года ситуация изменилась в лучшую сторону, «хотя некий спад по-прежнему есть», признает Александр Ерченков. По его словам, компании рынка кадрового консалтинга начинают возвращать прежних клиентов, предлагая более удобный формат. «Если раньше мы устраивали открытые тренинги для десяти-двенадцати человек, то сейчас идем навстречу и проводим их для одного-двух сотрудников», -- приводит он пример. Более распространенной становится продажа «тренингов в коробке»: этот формат позволяет клиентам сэкономить, проводя семинары своими силами.
По данным тренинговой компании Recont, антикризисное управление персоналом станет наиболее популярной программой тренингов в 2009 году: ею планируют воспользоваться 18% опрошенных компаний. 57% намерены в первую очередь обучать сотрудников коммерческих структур. 16% компаний планируют обучать сотрудников в зависимости от возможностей своего бюджета.