Аркадий Волож: «Когда долго бежишь, хочется передохнуть»
Финансовый кризис позволил интернет-компаниям «вздохнуть свободнее», считает генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож. Период бурного роста кончился -- «бежать больше не надо».
В начале 2009 года рублевые обороты «Яндекса» росли, а долларовые падали из-за девальвации, говорит гендиректор и совладелец «Яндекса» Аркадий Волож. «Но пока мы, стыдно сказать, более или менее держимся», -- шутит он.
«В прошлом году у нас был быстрый рост, который начался в марте-апреле. Сейчас мы видим небольшой рост в доходах, даже в долларах, но он не такой бурный, какой был в прошлом году. Но все-таки мы пока перестали падать. Что будет дальше, я не знаю, это зависит от макроэкономики», -- описывает Аркадий Волож финансовое положение интернет-холдинга.
Обороты «Яндекса» Аркадий Волож предложил измерять в баррелях нефти. «А цена барреля зависит уже не от нас. Скажите мне цену нефти и курс доллара на конец года, и я примерно вам скажу, что будет с оборотами «Яндекса», -- пообещал он.
Клик подешевел
На рынке контекстной рекламы Аркадий Волож отметил две тенденции -- увеличение числа рекламодателей и уменьшение цены за клик. «Это вместе дает примерно один уровень: чуть-чуть рост в рублях, чуть-чуть падение в долларах», -- прокомментировал он.
Рост доходов «Яндекса» от контекстной рекламы возобновился в марте этого года.
Проблема неплатежей, о которой говорят другие участники рынка, перед «Яндексом» пока не стоит. «В медийной рекламе это, видимо, большая проблема, а у нас ее совсем мало. У нас проблема с сохранением денег, а не с выбиванием платежей», -- отметил Аркадий Волож.
Тем не менее «Яндекс» пересмотрел свой бюджет на 2009 год. «Мы поработали с бюджетом, выбросили все, что мы рассчитывали на условиях большого роста. Оказалось, много чего можно оптимизировать», -- сказал Аркадий Волож.
Первоначальный бюджет был составлен в предположении «продолжения бурного роста». «Мы хотели нанимать еще больше людей, но сейчас мы перестали расти. У нас количество нанимаемых людей примерно равно количеству увольняемых», -- сказал Аркадий Волож.
По его словам, в 2008 году штат «Яндекса» увеличился примерно на 500 человек и число сотрудников достигло примерно 1700. На этом уровне рост остановился. «Когда долго бежишь, хочется передохнуть. Все вздохнули спокойнее -- бежать не надо», -- говорит Аркадий Волож.
«Яндекс» сконцентрировался
В условиях кризиса «Яндекс» сконцентрируется на информационных сервисах. «Экспериментов мы делаем меньше, но в свою непосредственную деятельность, ключевые отрасли которой -- ответы на вопросы и улучшение таргетинга рекламы, мы вкладываем больше», -- подчеркнул Аркадий Волож.
По его словам, «Яндекс» ищет варианты сотрудничества с другими крупными участниками рынка, в том числе с социальными сетями «В контакте» и «Одноклассники». «Мы, безусловно, хотели бы сотрудничать и с теми и с другими. Разговоры на эту тему ведутся давно, пока никаких видимых результатов нет. Но мы не перестанем надеяться», -- заявил гендиректор «Яндекса».