Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Сотовые операторы теряют корпоративных клиентов

Из-за финансового кризиса мобильные операторы стремительно теряют корпоративных клиентов. Их число за первые месяцы 2009 года может сократиться более чем на 50%.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая признает, что «в связи со сложившейся экономической ситуацией происходит некоторое сокращение спроса в корпоративном сегменте». «Соответственно, меняется структура нашей абонентской базы -- начался процесс естественной миграции корпоративных абонентов на тарифы для физических лиц», -- добавляет она.

Начальник отдела по связям со СМИ «Мегафона» Татьяна Зверева отмечает, что корпоративные клиенты «начали стараться максимально эффективно планировать свои траты и подбирать тарифные планы». Динамика подключений в этом сегменте, по ее словам, не изменилась.

«У нас возрос спрос на корпоративные услуги, оптимизирующие затраты сотрудников на сотовую связь, и спрос на тарифные опции, позволяющие корпоративным клиентам получать скидки», -- рассказывает Татьяна Зверева. Она уверяет, что «Мегафон» не собирается повышать цены на внутренние тарифы, как это сделали «некоторые игроки рынка».

«Вымпелком» не прокомментировал ситуацию.

По оценкам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в первом квартале 2009 года число корпоративных подключений к мобильной связи сократится более чем на 50% к аналогичному периоду предыдущего года.

«Точных данных пока нет, но, по нашим оценкам, в доходах за первые три месяца падение может составить около 60%», -- говорит он.

Клиенты начали отказываться от корпоративных подключений еще в 2008 году. По данным Mobile Research Group, их количество сократилось не менее чем на 25% уже в декабре. «Новых подключений с тех пор практически нет», -- добавляет Эльдар Муртазин.

Аналитик ACM Consulting Антон Погребинский считает, что «говорить о массовом уходе корпоративных клиентов нельзя». «Произошло естественное сокращение, в основном не корпоративных клиентов, а их расходов на мобильную связь», -- поясняет он.

По словам эксперта, снижение расходов затронуло прежде всего сегмент клиентов, обладавших и корпоративной, и личной SIM-картой. «Заметно, что люди перестали тратить деньги, как раньше, когда делали много необязательных звонков, -- говорит Антон Погребинский. -- Многие компании ввели лимиты на эти расходы».

Российские сотовые операторы давно и сильно страдают от кризиса. Они начали терять прибыль в третьем квартале 2008 года из-за девальвации рубля. По официально опубликованной отчетности, за три месяца, в течение которых доллар подорожал на 7,7%, с 23,46 до 25,25 руб., потери «Вымпелкома» от колебания курса составили $341 млн, а МТС -- свыше $195 млн.

Объем текущих долговых обязательств «Вымпелкома» на 2009 год составляет $1,8 млрд. Общий долг МТС на 30 сентября составлял $3,2 млрд.

«Мегафон» с 10 февраля повысил цены на услуги международного роуминга примерно на 25%. В самой компании признают, что это повышение не компенсирует убытков от девальвации рубля. Доходы от роуминга, по оценкам экспертов, составляют 7-10% от общих доходов российских сотовых операторов.

Полная версия