До недавнего времени считалось, что ни один человек не может двигаться быстрее скорости звука без транспортного средства. Однако новый научно-исследовательский проект Red Bull Stratos готовится опровергнуть это утверждение и собрать данные о прыжке человека из стратосферы в состоянии свободного падения. Российские эксперты объяснили Infox.ru, с чем придется столкнуться отважному стратонавту.
22 января 2010 года в Нью-Йорке австрийский пилот Феликс Баумгартнер объявил о своем намерении раздвинуть границы аэрокосмических исследований и стать первым человеком в истории, преодолевшим звуковой барьер без транспортного средства.
Во время этого прыжка он планирует развить скорость свыше одного Маха (1100-1200 км/ч), то есть превзойти скорость звука, а потом приземлиться на парашюте. Если все пройдет успешно, команда Red Bull Stratos надеется установить четыре мировых рекорда. Данные, полученные входящими в нее учеными, помогут созданию новых, более совершенных стандартов аэрокосмической безопасности, а также расширить возможности пилотируемых полетов.
Официальное заявление
Полковник ВВС США в отставке Джозеф Киттингер, который в 1960 году выполнил стратосферный прыжок с высоты 35 774 м и чьи рекорды намеревается побить Баумгартнер, представил австрийского пилота собравшимся со всего мира журналистам на прошедшем в Нью-Йорке брифинге.
«Мои рекорды пытаются побить уже 50 лет, и многие погибли в ходе таких попыток, -- заявил Киттингер. – Но я верю, что благодаря нашим знаниями, накопленному опыту и новым технологиям, потрясающей команде, привлеченной к миссии, решимости Red Bull и выдающимся навыкам Феликса Баумгартнера проект Red Bull Stratos ждет успех».
«Это воистину будет шаг в неизвестность. Никто не может с точностью предсказать, как человеческое тело отреагирует на переход на сверхзвуковые скорости, -- сказал Баумгартнер. – Но мы должны это выяснить. Будущим аэрокосмическим программам требуется найти способ эвакуации пилотов и астронавтов на большой высоте в аварийной ситуации».
Заключения экспертов
Подобные исследования проводятся уже давно. В 1962 году в СССР пытались прыгать с высоты 25 км, в результате один из испытателей погиб.
«Основная трудность, с которой придется столкнуться испытателю, заключается в инерционном вращении во всех плоскостях при огромной угловой скорости. При этом у человека могут просто не выдержать сосуды и капилляры, что может привести к гибели. Но в случае успеха этого эксперимента появится возможность спасения космонавтов и летчиков. В любом случае это прежде всего научная и конструкторская программа», – сказал Infox.ru заслуженный летчик-испытатель и испытатель систем спасения Герой России Магомед Толбоев.
В России пытались создать похожий проект, получивший название «Потолок мира». Специально изготовленная высотная аэростатная лаборатория «Авгуръ-40 000» должна была подняться на высоту 35 тыс. м, откуда именно Магомед Толбоев собирался совершить затяжной прыжок с парашютом, преодолев на высоте около 31 тыс. м скорость звука. Но этот проект был заморожен из-за отсутствия финансирования, а именно $5 млн.
За гранью возможностей
С точки зрения Международной федерации аэронавтики (FAI) рекорд мира по свободному высотному падению принадлежит не Киттенгеру, который прыгал с системой стабилизации падения, а советскому парашютисту Евгению Андрееву, который в 1962 году прыгнул с высоты 24,5 тыс. м.
«Также должна хорошо сработать поисково-спасательная группа. Во время свободного падения управление телом становится практически невозможным и любая инерция задаст вращение. Это может привести к перегрузкам, несовместимым с жизнью, так как у испытателя может просто отказать система кровообращения. Но мы надеемся, что американцам удастся удачно завершить этот эксперимент, ведь это достижение станет еще одним шагом человечества в освоении космического пространства», -- добавил Ниязов.
Даже если спуск пройдет успешно, для установления рекорда Баумгартнера ждет еще одно испытание. Дело в том, что по правилам FAI рекорд засчитывается только в том случае, если все участники эксперимента остались живы в течение 24 часов после приземления.