Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Дислексия: безграмотность или особенность личности

Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия -- нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.

Пишу с ошибками

Ученые выделяют несколько признаков дислексии и дисграфии:

-- зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;

-- замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;

-- специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение слов.

Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове «карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву. Такие нарушения и есть дисграфия».

Почему

Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько раз.

Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно, текст распадается. Или наоборот -- при хорошем понимании прочитанного могут возникнуть трудности в его воспроизведении.

В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость, наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м. н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери, щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни -- все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или дисграфию у ребенка».

В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то хуже, ошибки есть у всех.

Двуязычие в семье -- еще одна возможная причина правописания с ошибками. Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в дошкольном возрасте», -- поясняет Владислав Брагинский.

Полная версия