Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Под сексоголизмом прячется страх

Постоянное желание менять сексуальных партнеров сегодня расценивается как патология. Какие психологические причины приводят к сексоголизму, выяснял корреспондент Infox.ru.

Любовь к сексу строится на страхе

В официальной психиатрии термина «сексоголизм» нет, а в средствах массовой информации сексоголиками принято называть людей, которые не могут жить без частой смены половых партнеров. «Ко мне недавно пришел парень, у которого было 960 женщин, -- говорит врач-сексопатолог Николай Олейников. -- Он твердил одно: 960. Не мог объяснить, 960 -- чего? Потом рассказал о пари, которое он заключил с двумя приятелями три года назад, кто из них первый дойдет до тысячи». История начиналась как веселое соревнование, а потом появилась физическая потребность в новых знакомствах. «После 700-й ему уже было неинтересно заниматься сексом с одной и той же женщиной второй, а тем более третий раз», -- объясняет сексопатолог.

Сексоголизм для России проблема новая. Для борьбы с ней одни предлагают нырять в холодную прорубь, другие -- бегать по десять кругов возле дома, третьи советуют колоть дрова. Йоги рекомендуют больше медитировать, а народные целители утверждают, что надо изгонять бесов.

Психотерапевты считают, что у зависимости от секса нет физических причин, за ней часто скрывается интимофобия -- страх близких отношений. «Это может быть дисгармония в супружеских отношениях, которая негласно устраивает и жену и мужа, -- считает врач-психиатр Светлана Минская. -- У людей бывает бессознательная установка: в браке обязательно кто-то будет изменять, и тогда один из партнеров выбирает: лучше пусть это буду я. А, может быть, человек ищет эмоций и отношений, которые не получает в семье».

Статус -- еще одна причина зависимости от секса. «Ко мне ходит молодой человек, который каждый раз спрашивает одно и то же, -- говорит Николай Олейников. -- Как ему улизнуть от бани, в которой будут друзья и, конечно же, девочки. Да, они будут в отдельных кабинках, но потом обязательно начнутся обсуждения и похвальбы, и ему нельзя будет уронить свой статус, признавшись, что секса не было». Поднять собственный статус среди друзей можно, и упомянув о количестве партнерш. Мужчина может мало зарабатывать, быть несильно успешным в социальном плане, но зато пользоваться успехом у женщин. В мужской компании сексуальные победы котируются, их можно противопоставить материальным благам.

Успехи в постели снимают тревожность

«Впервые феномен гиперсексуальности описала Карен Хорни, связав его с повышенной тревожностью, -- объясняет психолог, гештальт-терапевт Григорий Харьков. -- Постоянный поиск сексуальных связей -- один из способов уйти от реальности, которая беспокоит. Но это не болезнь, как наркомания или алкоголизм. Последние относят к патологическим зависимостям, которые либо направлены на искусственные объекты, не обязательные для биологического выживания человека, либо приводят к нарушению функционирования организма, например булимия.

А сексуальность естественна и безопасна для жизни. В подростковом возрасте человек проходит через стадию полинаркомании, тестируя различные способы ухода от реальности. В дальнейшем для кого-то жизнью становятся наркотики, для кого-то гиперсексуальность, потому что именно она лучше снимает напряжение».

Люди с невротической психикой перебирают партнеров снова и снова, пытаясь доказать собственную нужность и привлекательность. Другие сбрасывают физическое напряжение и тревожность, часто и подолгу занимаясь сексом. До тех пор пока человек самостоятельно не решит, что такое отношение к сексу мешает ему жить, психологам нет смысла вмешиваться. «Лечить здесь нечего, -- говорит Григорий Харьков. -- Но когда некоторые действия, например секс, становятся мономанией, есть смысл расширить репертуар, осознав, что в жизни существует что-то не менее интересное».

Сексоманию не стоит путать с распущенностью. «В сексоголизме четыре стадии развития, -- объясняет психолог Анетта Орлова. -- Сначала это постоянные, навязчивые мысли о сексе. Позже пробуются определенные ритуалы. На третьей стадии человек сталкивается с тем, что не может заниматься сексом без выполнения ритуалов. Последним этапом становится сильная депрессия, бессилие перед невозможностью поступать по-другому. У таких людей рушатся семьи, они не могут удержаться ни на одной работе». Сексоголики очень одиноки. Они не умеют выстроить близкие отношения ни с одним человеком. Они боятся.

Еще 20 лет назад хвалиться успехами на сексуальном поприще было стыдно, это порицалось общественностью. Измены не афишировались. «Для общества лучше, чтобы человек завел несколько любовниц, чем принимал наркотики, -- считает Григорий Харьков. -- Начался второй этап сексуальной революции. Если раньше сексуальность подавлялась, то теперь она, наоборот, выпячивается. Еще один важный момент, о котором нельзя забывать. Для людей из низших слоев общества гиперсексуальность всегда была естественной. Средний класс, интеллигенция всегда находили, чем занять свое время. Но сейчас большая часть таких людей занимаются зарабатыванием денег, что по большому счету их не очень интересует. Понятно, что любовные похождения становятся их способом уйти от реальности».

Полная версия