Лучевая болезнь возникает в результате сильного облучения, не менее ста рентген. Это очень много -- доза равна облучению после тысячи процедур флюорографии, причем проведенных практически одновременно.
Радиация поражает кроветворную систему. Первые симптомы лучевой болезни: сильная рвота, расстройство желудка, высокая температура. На коже могут появиться долго не заживающие раны -- лучевые ожоги.
26 апреля 1986 года
Чернобыльская АЭС. Полночь. Семен Васильев, инженер реакторного цеха, заступает на смену. Полтора часа спустя в четвертом блоке происходит взрыв. Семен делится своими воспоминаниями с корреспондентом Infox.ru: «В момент взрыва связи нет, света нет, видимости тоже. Все в пару, все в пыли. Первой реакцией было где-нибудь спрятаться».
Семен получает приказ проверить четвертый блок. Они ищут раненых. Какой уровень радиации -- никто точно не знает. Показания на датчиках зашкаливают. Все понимают -- излучение очень большое, но какое именно -- неизвестно. К трем часам ночи у Семена появляются первые признаки лучевой болезни. Но он еще держится на ногах, продолжает работать. «Это, во-первых, рвота до судорог, во-вторых, сильная слабость. В половине шестого у меня не было сил даже идти самому, то есть меня вывели ребята, -- рассказывает Семен Васильев.-- Уже где-то к утру меня на «скорой помощи» увезли в медсанчасть».
Лучевая болезнь: правда и мифы
Первые три-четыре недели больной находится между жизнью и смертью. В это время ему делают переливание крови, вводят антибиотики и препараты, снимающие интоксикацию, укрепляющие иммунитет. При лучевых ожогах делают операции. Если человек выживает, то, как правило, поправляется через три-четыре месяца. Вокруг лучевой болезни много мифов.
Миф первый: от сильного облучения все умирают. Это не так, лучевая болезнь лечится. Инженер Васильев перенес тяжелую форму, было очень много ожогов. Ему сделали пятнадцать пластических операций. Сейчас от ожогов не осталось и следов. С 1950 года лучевой болезнью в России было поражено около шестисот человек. Из них умер семьдесят один. Комментирует Андрей Бушманов, доктор медицинских наук: «Да, мы имеем в России 180 тысяч ликвидаторов чернобыльской аварии. Да, они были в Чернобыле, боролись с аварией, прошли колоссальную стрессовую ситуацию. Но лучевой-то болезни от аварии мы имели всего 134 случая. Это в России и Украине вместе. Из них умерло 28 человек».
Миф второй: у людей, перенесших лучевую болезнь, появляются дети с врожденными пороками развития. В практике российских врачей таких случаев не было. «Если вы говорите о двухголовых детях, о людях с семью или шестью пальцами или отсутствием какой-нибудь конечности, или о карликах, то сегодня таких доказательств нет. Российский опыт не свидетельствует о наличии аномалий развития, связанных с радиацией», -- утверждает Андрей Бушманов. Но у женщины, получившей большую дозу облучения во время беременности, может родиться ребенок с низким иммунитетом, с врожденным пороком сердца. В Чернобыле были случаи рождения мертвых детей.
Миф третий: облучение приводит к импотенции. Это не так. Половая функция ослабевает только в острый период, как при любой тяжелой болезни. Когда кроветворный росток восстанавливается, приходят в норму и остальные функции: снова вырастают волосы, потенция восстанавливается.
Миф четвертый: спиртное защищает от облучения. Это не так. Спиртное лишь сбивает показания медицинских приборов. В Чернобыле ликвидаторам хорошо платили, и некоторые специально пили водку перед медицинским осмотром, чтобы их не отстранили от работ. «Есть в практике случаи, когда в Чернобыле употребляли водку. Но потом, даже при больших дозах спиртного, заболели лучевой болезнью и лечились у врачей», -- поясняет Андрей Бушманов.