Почему подростки уходят в субкультуру
Инициация -- так называют ритуал взросления в традиционных культурах. В одиннадцать–тринадцать лет подростки уходят из дома и постигают все премудрости взрослой жизни под руководством посторонних людей, без опеки родителей. Для каждого это важный этап при переходе из детства во взрослую жизнь.
Рассказывает Василиса Корнеева, психолог, кандидат психологических наук: «Когда ребенок проходит подростковую инициацию нормально, так, как нужно, когда он принят неким своим окружением, своей общиной или коллективом, тогда он сможет индивидуализироваться и вернуться обратно уже в новом статусе, более взрослым. Протестная реакция в переходном возрасте должна быть обязательно. Протест против взрослых, чтобы они не относились к нему как к ребенку. Это нормальные здоровые претензии на самостоятельность, это претензии на определенные права».
Хоть в пионеры, хоть в эмо
Рассказывает пятнадцатилетняя Ирина: «Мне очень хочется показать, что я отношусь к какой-то культуре. Когда ты не такой, как все, тогда это всем интересно». Ирина в двенадцать лет примкнула к готам. Она даже в школу ходила с вызывающим макияжем и в готической одежде. Вызывали родителей -- не помогало. Сверстники шарахались в стороны. Но и это не остановило девочку-подростка: «Многие начинают -- я тебя спасу от этого, а я таких не очень люблю, я сразу говорю: «А, спасать будешь? До свидания». А кому нравится мое проявление, «ты прикольная, круто, ты еще выступаешь, вау», то с такими -- да, пообщаться можно».
Вернуть подростка в семью
Кризис духовности охватил современное общество. Особенно сильно это отразилось на воспитании молодежи. Сегодня взрослеющие дети нередко предоставлены сами себе. Не находя поддержки ни в семье, ни в школе, они сбиваются в стаи и взрослеют -- как могут. Рассказывает Андрей, лидер готической культуры в России: «Мои родители выгнали меня в пятнадцать лет из дома, потому что эта черная одежда, украшения, типа «сын -- сатанист-извращенец», мол, «мне стыдно, отправляйся».
Сейчас Андрею тридцать. Он по-прежнему пишет и поет мрачную музыку и тексты. Он лидер, кумир подростков. Если бы родители не выгнали его из дома, возможно, Андрей перерос бы подростковый бунт и сегодня был бы таким, как все. Психологи считают, что уход подростков на определенном этапе взросления в субкультуры вполне естественен и не опасен. К этому нужно отнестись с пониманием и терпением. Если очень хочется, то пусть подросток выкрасит волосы в зеленый цвет, послушает вызывающую музыку, перерастет и перебесится. Но в переходном возрасте дети особенно подвержены чужому влиянию. Если подросток попадает в секту, политизированную или националистическую группировку, вот тут по-настоящему нужно бить тревогу. В таких организациях работают с психикой детей, «зомбируют» их. Оттуда их нужно вытаскивать любыми, даже жесткими мерами. «Самый примитивный метод и самый действенный -- это силовой, -- поясняет психолог Василиса Корнеева. -- Просто взять и физически изолировать, увезя в другой город, заперев в квартире. Ничего в этом страшного нет. Здесь решается судьба ребенка. Уговоры в таких случаях не действуют, потому что в этих сектах очень сильно зомбируют. И влияние общества в этом возрасте сильнее, чем влияние родителей».