Человеческие страхи мутируют со временем
Некоторые люди панически боятся летать на самолетах, ездить в метро, управлять автомобилем. Это современные фобии, которые появились вместе с развитием технического прогресса. А панический страх перед грозой или бабочками -- это результат фобий, которые остались нам в наследство от далеких первобытных предков.
По статистике, каждый восьмой человек на планете подвержен какому-нибудь страху или сразу нескольким. Кто-то боится высоты, кто-то -- закрытых дверей.
Когда страшно…
Рассказывает Алексей Комаров: «Я, как автолюбитель, очень боюсь женщин, переходящих дорогу. И особенно женщин с капюшонами на голове. Потому что никогда не знаешь, как они себя поведут».
Фобия -- это навязчивый беспричинный страх. Причем человек понимает, что этот страх не имеет под собой оснований, но тем не менее боится. Хотя, может, не признается в этом и внешне кажется спокойным. Основные симптомы фобий: вас бросает в дрожь, холодный пот, возникает предобморочное состояние, кружится голова. Могут быть удушье, слабость, онемение конечностей, учащенный пульс и ощущение, что не можешь управлять своим телом -- не пошевелить ни рукой, ни ногой.
...и нет выхода
Технический прогресс порождает все новые и новые фобии. Например, такие экзотические, как боязнь пробок или тоннелей. Комментирует Михаил Воронин, врач-психиатр: «В частности, страх стояния в пробке -- когда автомобиль, водитель ограничен спереди, сзади, со всех сторон другими автомобилями -- по сути является вариантом клаустрофобии».
Клаустрофобия -- это страх замкнутого пространства. Еще одна ее разновидность -- панический страх поездки в лифте. Человек, как правило, реагирует на такую внешнюю угрозу двумя способами: либо пускается в бегство, либо пытается противостоять, вступая в активное противодействие. Например, если за рулем находится человек, которого охватывает панический страх, фобия может стать причиной аварии.
«Человек, водитель, возможно, женщина просто спрячется под руль, -- продолжает Воронин, -- таким образом пытаясь избежать страшной для него ситуации, либо может совершить какое-либо импульсивное движение. Например, как проявление агрессии, нажать на педаль газа».
...становится еще страшнее
Фобия имеет особенность расти и множиться. Сначала человек боится метро. Потом к метро добавляется автобус. Потом троллейбус. Потом весь общественный транспорт. Эта фобия самая распространенная среди жителей Москвы. Потом к транспорту приплюсовывается всякое закрытое пространство -- лифт, квартира, магазин. Затем развивается панофобия -- боязнь всего и фобофобия -- боязнь возникновения страха. В результате человек оказывается в ловушке своей психики, своего подсознания.
«Самый для меня сильный страх -- потеря работы, а соответственно, и потеря благосостояния», -- продолжает делиться своими страхами Алексей Комаров.
Принять страх
Адаптируясь к фобиям, некоторые начинают извлекать из них выгоду. Например, бизнесмены -- они работают по 24 часа в сутки, потому что боятся банкротства и нищеты. Даже если они уже обеспечили своих будущих правнуков, страх не покидает их. Причины фобий, как правило, кроются в травмирующем, ранее пережитом опыте. Их развитию способствует постоянное эмоциональное напряжение, которое сопровождает современного человека, особенно жителя мегаполиса.
Генетическая память
Психотерапевты различают более 400 видов разных фобий. Люди без видимых причин боятся пауков и змей, землетрясений и потопов, извержений вулканов и даже конца света. В отличие от современных фобий такие страхи не имеют в основе травмирующего личного опыта пациента, а возникают, как говорится, на пустом месте.
Комментирует Борис Положий, врач-психиатр, доктор медицинских наук: «Такие страхи -- непонятные, необъяснимые. Они берут свое начало в самых древних временах. При этом в подавляющем большинстве случаев такой страх возникает без каких-либо реальных причин у современного человека. Не обязательно ему быть жертвой землетрясения или попасть в пожар или еще куда-нибудь, чтобы у него появился этот страх».
Есть люди, которые по непонятным причинам боятся облаков или даже солнца. Другие боятся открытых пространств, пшеничных полей. Третьи страдают астрапофобией -- боятся шторма, грозы, грома и молнии. Рассказывает Валентина Новикова: «Грозы боюсь, боюсь грозы. Я обязательно, если чувствую, что надвигается гроза, я куда-нибудь иду, чтоб я была не одна, а с кем-нибудь».
«Чтоб молния попала в человека, необходима куча всяких неприятных совпадений, -- продолжает Борис Положий. -- Он защищен в доме, там громоотводы. Нет, здесь страх уже чисто физический, непреодолимый, не поддающийся никакой критике, никакому осмыслению. И он переносится исключительно тяжело, субъективно. Так, что даже у некоторых людей, у кого имеются неполадки с сердечной деятельностью, может спровоцировать обострение заболеваний вплоть до инфаркта».
Спрятать страх поглубже
Страх перед природными явлениями и катаклизмами очень прочно сидит в человеке и с огромным трудом поддается лечению. Возможно, первобытные фобии -- это лишь форма прикрытия настоящих страхов, которые спрятаны в глубинах подсознания. Но сам человек может не догадываться, чего он в действительности боится.