Деньги, которые так хочется заработать, еще быстрее хочется потратить. Психологи обнаружили у современного человека, жителя мегаполиса, новый вид невроза -- транжирство. Термин звучит как «магазинная зависимость».
Такие люди заходят в магазин купить хлеба, а выходят с невероятным количеством совершенно ненужных покупок. И только дома с ужасом начинают понимать, что кошелек пуст, а все эти безделушки им совершенно не нужны.
Дефицит счастья компенсируют прилавки
Комментирует Ростислав Беледа, врач-психиатр, профессор, кандидат медицинских наук: «Мы испытываем дефицит положительных эмоций. И вот, приобретая эти покупки, мы делаем приятное для себя. Иногда мы не можем удержаться -- давайте вот то, другое, третье, четвертое».
Природную предрасположенность усугубляют и хитрости продавцов, и назойливый поток рекламы. «Мерчендайзинг -- целая наука. Проложить путь от одного товара к другому через третий. В открытых углах расставляем товары, как бы сопутствующие, напоминающие, что нужно их купить», -- рассказывает Людмила Маркина, менеджер одного из московских гипермаркетов.
Владельцы магазинов, как и любого другого бизнеса, естественно ищут варианты, как больше заработать. Продавцы проходят тренинги, изучают психологию покупателя, знают, к кому и как подойти. Товар выставляется так, чтобы нельзя было пройти мимо. Разработаны специальные схемы, подсознательно воздействующие на человека. «Есть товары, на которые вы, может быть, не обратите внимания. Например, неприметная банка, -- продолжает Людмила Маркина, -- но если на нее направить свет под определенным углом, она совсем по-другому заиграет, она пробудит у вас вкус, вызовет аппетит».
Симптомы
Проявления данного невроза психологам хорошо знакомы. Во время походов за покупками у транжир резко учащается пульс, они сильно потеют, их охватывает мелкая дрожь, появляются спазмы в желудке. Даже выражение лица меняется: одни возбужденно краснеют, другие, наоборот, бродят у прилавков с застывшим, блуждающим взглядом. В покупаемых вещах транжиры не нуждаются. Им важен сам процесс. Именно он позволяет компенсировать дефицит удовольствия.
«Самый первый радикальный способ, -- советует Ростислав Беледа, -- это составить список того, что необходимо купить, то есть того, за чем пришли в магазин, и второе -- взять четко ограниченное количество денег». Ну, и как ни банально это звучит, человеку необходимо получать больше разнообразных (не материальных) положительных эмоций в повседневной жизни. И еще одно непреложное правило -- в магазин надо идти на сытый желудок. «Это делает человека более придирчивым, более разборчивым, -- говорит Беледа, -- и, естественно, более экономным».