Занятия йогой помогают развить феноменальную память
XXI век -- век информации. Сегодня сверхчеловек не Бэтмен или Конан-варвар, а скорее матрица, ходячий компьютер. Важны не мышцы, а мгновенный доступ к информации.
Мнемотехника
Так называют метод быстрого запоминания. Можно научиться запоминать абсолютно все, для этого нужно тренировать память. В первую очередь стоит научиться концентрироваться и усиливать внимание при запоминании. Развить навык фиксировать не только само слово, а переживать всю гамму чувств, которая ему соответствует.
Основные принципы
Комментирует Самвел Гарибян, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по запоминанию: «Подключайте к запоминанию любые ресурсы: эмоции детства, какие-то ассоциации, опыт учебы и занятий спортом и так далее. Например, глаза СЛИПаются -- спать хочется. В слове есть плод и шелуха. «Слип» -- «спать». Чем выше «чин», тем ниже «подбородок». Заучивайте новое на ходу, работайте руками, ногами, корпусом. Ищите ассоциации под рукой, под ногами, везде».
На благо
Феноменальная память Самвела Гарибяна пришла на помощь людям во время бедствия 11 декабря 1988 года в Ереване. За четыре дня до этого в Армении произошло страшное землетрясение, которое унесло множество жизней. У здания ЦК ВЛКСМ стояли растерянные, напуганные люди. На дверях -- информация об оставшихся в живых. Сквозь многотысячную толпу люди пытаются пробраться к спискам. Надеются найти имена близких.
На пороге штаба появляется мужчина лет 25. Он предлагает толпе задать ему вопросы о судьбе родственников. С разных сторон люди выкрикивают имена и фамилии. Мужчина мгновенно отвечает, есть такой человек в списке найденных или нет. За 30 минут он запомнил 2 тыс. слов и ответил на 400 вопросов. Затем он снова заходит в штаб, чтобы запомнить очередную партию данных. Через полчаса -- снова к людям.
Два года спустя имя Самвела Гарибяна попало в Книгу рекордов Гиннесса. Комментирует Гарибян: «Мне продиктовали тысячу слов с десяти разных языков: кхмерский, урду, дари, фарси, арабский, ушту, бенгали, индонезийский, немецкий и английский. Тогда он для меня был как иностранный, незнакомый. Слова с переводом диктовали интервалом в одну-две секунды между словами. После каждой сотни слов я минут пять отдыхал. Когда всю диктовку закончили, вразброс произнесли те же иностранные слова. Я переводил по памяти».
Главное -- желание
Гарибян был человеком со средними способностями. Попасть в Книгу рекордов Гиннесса ему отчасти помогла близорукость.
Июль 1983 года. Самвелу делают операцию на глазах в клинике Федорова. На полгода запрещают читать и писать, а он учится на четвертом курсе юридического университета. Гарибян решает не брать академический отпуск -- не хочет терять год. На лекциях он внимательно слушает, но ничего не записывает. Преподаватели требуют конспекты. У Самвела их нет. «Когда я почувствовал, что скорее всего на экзаменах получу неудовлетворительные оценки, у меня и возникло желание приобрести какую-нибудь ядерную дубинку, одним взмахом которой я бы решил всю проблему экзаменов».
Йога для памяти
Такой дубинкой оказалась методика йоги. Самвел научился за короткое время запоминать огромные объемы информации. Секрет оказался не в личных сверхспособностях, а в умении концентрироваться и правильно дышать. Друзья читали Самвелу конспекты, а он впитывал услышанное, в прямом смысле слова «затаив дыхание».
«Надо уметь надышаться впрок. Три-четыре полных вдоха позволяют 30-40 минут почти не дышать. Дышать формально. Вот обычный вдох, вроде бы обычный вдох. Но по сравнению с йоговским он просто ничтожен», -- говорит Гарибян. Полный йоговский вдох насыщает кровеносную систему кислородом. Это позволяет долгое время почти не дышать, находиться в особом состоянии концентрации внимания.
Заработать памятью
Тело для мнемониста -- это инструмент. Перед выступлением мнемотехнику нужно «настроить» тело. Это так же важно, как для музыканта настроить скрипку перед началом концерта. Самвел Гарибян прочищает дыхательные пути подсоленной водой. Разводит четверть чайной ложки соли на стакан воды и промывает носоглотку. Затем выполняет упражнения из йоги. На это каждый день уходит около двух часов. Перед выступлением Самвел входит во «временное состояние гениальности».
«Я вхожу в состояние «никто и ничто». Я есть никто, я есть ничто, и я есть все. Я есть абсолют. Человек в таком состоянии -- это абсолютно другое существо по сравнению с человеком в обычном состоянии. Каким бы он супергением ни был. Теперь я как натянутая пружина, сижу и жду».
Может каждый
Теоретически каждый человек умеет запоминать абсолютно все, осознанно используя синестезическую память -- детскую память, основанную на ощущениях. Ведь мы это уже делали, когда были детьми. А всякий личный опыт при желании можно повторить.
Говорит Зураб Кекелидзе, врач-психиатр, доктор медицинских наук: «Человеческая память устроена именно таким образом, что доступ к своим знаниям, если человек не находится в каких-то особых состояниях, это доступ свободный. Как вход в бесплатную библиотеку».