Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Как устроен компьютер человеческой памяти

Парадокс: человеческий мозг -- то, чем, собственно, мы изучаем окружающий мир, остается самой неизученной областью. Раньше считалось, что мы можем использовать его только на 8-10 %. Сейчас ученые считают, что эта цифра гораздо выше.

Центры памяти сосредоточены в височных долях головного мозга. Механизм памяти -- сложный процесс, состоящий из нескольких стадий. Например, зрительная память: картинка от глаз по зрительному нерву передается сначала на кору головного мозга. Затем попадает во внутренние отделы, в так называемый «архив» памяти. На это уходит 0,1 секунды. В архиве происходят электрохимические реакции. Полученная информация кодируется, переводится в символы. Когда человек вспоминает, происходит обратный процесс. По этим символам мозг ищет нужные «картинки» и выдает обратно на поверхность серого вещества. Вспоминание происходит в четыре раза медленнее запоминания: со скоростью 0,4 секунды. Возможно, эта разница уходит на поиск информации в «архиве».

Оперативка

В принципе, мозг человека устроен как компьютер. Или, если угодно, компьютер создан по образу и подобию мозга человека. У человека тоже есть оперативная память и жесткий диск -- последний на языке психологов означает глубокие уровни памяти. «Оперативка» помогает нам, скажем, держать в голове список покупок. Он забудется после выхода из магазина. Студенты во время сессии ухитряются за ночь затолкать в свою память огромное количество сведений, которые улетучатся сразу после экзаменов.

Глубокие уровни памяти

В глубоких уровнях памяти знания откладываются надолго. Люди с феноменальными способностями обладают свободным доступом к своему «жесткому диску». Информация после продолжительного хранения легко извлекается из архива. Через десятилетия она может восстанавливаться в том же виде и с теми же подробностями. Обычные люди не в состоянии осознанно использовать свой «жесткий диск». У них нет системного пароля. Существует предположение, что долговременная память служит основой интуиции. Трудно представить, чего сможет добиться человечество, если каждый из нас научится свободно пользоваться этой базой данных.

Под страхом смерти

Существует версия, что человек начинает запоминать еще в утробе матери -- с момента зачатия. Все, когда-либо увиденное и пережитое, хранится в архиве и может быть вызвано на поверхность. Например, люди, перенесшие клиническую смерть, рассказывают, что в считанные секунды в памяти пролетела вся их жизнь. Это происходит, в частности, и с утопающими, которых удалось вернуть к жизни.

Память активизируется в критических ситуациях. Наталья Бехтерева, нейрофизиолог, доктор медицинских наук, высказывала свое мнение на этот счет: «Я считаю, что это ускорение времени. В мозгу время преобразуется в пространство и идет в прошлое очень просто. Это один из многих механизмов самосохранения».

Ученые предполагают, что в поисках спасения мозг прокручивает всю жизнь. Отыскивает в ней схожие ситуации, которые подсказали бы выход из смертельно опасного положения.

Возраст памяти

Жалобы на плохую память учащаются после сорока лет. Правда, в большинстве случаев люди абсолютно здоровы. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать. Пропадает навык напрягать память. Она детренируется. Раньше считалось, что клетки мозга, нейроны, у взрослого человека не делятся и постепенно отмирают.

«Старые представления о том, что нервные клетки не восстанавливаются, не делятся и не растут со временем, сейчас уже как следует развеяны», -- утверждала Наталья Бехтерева.

Результаты последних исследований ученых показывают, что нейроны делятся даже в 70-летнем возрасте. Причем размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. Тренировать память полезно для здоровья, утверждают врачи разных специальностей. Это замедляет процессы старения организма и сохраняет психику. Сейчас за границей появилась новая тенденция -- учиться в преклонном возрасте. В Германии и США пенсионеры все чаще поступают в университеты.

Полная версия