Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Китайцы в России: пока очень скромно

Стремительно развивающийся китайский автопром до сих пор не может похвастаться большими успехами на перспективном, несмотря ни на что, российском рынке. Но надежды у китайцев есть, и сегодня они возлагаются на два сборочных предприятия, базирующиеся в Таганроге и Черкесске.

Российский рынок производители из Поднебесной активно осваивают уже шестой год, но, мягко выражаясь, с переменным успехом. Изначальная эйфория от дешевизны китайских авто, очень выигрышно смотревшихся рядом с поделками отечественных автогигантов, быстро сменилась настороженностью из-за их невысокого качества, трудностей с ремонтом и нескольких громких скандалов по поводу результатов краш-тестов. Затем грянул кризис, наиболее существенно ударивший по сектору бюджетных машин, и по итогам 2009 года почти все китайские бренды из тех, кто не вышел из игры вовсе, показали многократное снижение продаж по сравнению с 2008-м. Исключением стали лишь новичок Vortex и марка Geely, которая благодаря фантастическим скидкам на и без того дешевые модели поднялась на 32%, выйдя в лидеры. Однако в целом картина безрадостная: суммарные продажи семи китайских производителей (год назад их было тринадцать) не дотягивают до 2% от общего объема авторынка.

У соседейДо кризиса китайские автомобильные компании проявляли высокую активность и на Украине, но теперь оптимизма поубавилось.
Одной из главных причин всех злоключений китайцев называют отсутствие полноценного производства автомобилей на нашей территории. Беспечно проспав этап подачи заявок на строительство предприятий, подпадающих под действие закона о промышленной сборке, они начали с так называемой отверточной сборки, но повышение пошлин на ввоз автомобильных кузовов лишило эту затею всякого экономического смысла. Сейчас единственный вариант -- производство полного цикла, и местные представители китайских автоконцернов предпринимают определенные усилия для этого, но успехов пока опять же немного. Слышатся жалобы на протекционизм местных и федеральных органов власти, на лоббирование интересов отечественных производителей, и это вполне логично, если учитывать вполне конкурентный уровень цен. Так или иначе, на сегодняшний день свернут выпуск автомобилей Geely и ZX в Новоуральске, давно уже не собирают крайне популярные некогда Chery в Калининграде, так и не заработал завод Great Wall ни в Подмосковье, ни в Татарстане.

Но есть еще в России два китайских форпоста, причем оба они находятся на южных рубежах страны. Как Таганрогский автосборочный завод, так и частное предприятие Derways в городе Черкесске имеют сварочное и окрасочное производство, что позволяет работать по полному циклу, существенно экономя на таможенных пошлинах. Правда, для ТагАЗа китайские автомобили не единственное и не главное направление деятельности -- основу производственной программы составляют старые модели Hyundai, снятые с конвейера у себя на родине, есть и собственный бренд Tagaz. В этой, так сказать, корзине лишь два китайских яйца -- кроссовер Chery Tiggo и седан Vortex Estina, продукт ребрендинга Chery Fora. Последних в прошлом году было продано 5922 штуки, что является своеобразным рекордом среди китайцев вообще и российской сборки в частности. При базовых ценах от 370 тыс. руб. за машину с 1,6-литровым двигателем и от 440 тыс. с двухлитровым и «полным фаршем» вплоть до кожаных сидений Estina представляет собой вполне привлекательную (в первую очередь с точки зрения солидных габаритов) альтернативу таким моделям, как Chevrolet Aveo, Kia Spectra и Renault Logan. Чуть дороже, от 450 тыс., оценивается Chery Tiggo, разошедшийся в 2009 году по России скромным тиражом 676 экземпляров, зато в дорогих комплектациях (от 500 тыс. руб.) он оснащен немыслимой прежде для китайца роскошью -- автоматической коробкой передач.

А еще один бестселлер прописался в Черкесске: если почти все из 5580 проданных в прошлом году седанов Geely MK были привезены из Китая, то теперь эту модель будет производить Derways. Угловатый автомобиль с 94-сильным двигателем и платформой от Toyota Yaris первого поколения по габаритам близок к моделям ВАЗа, да и по цене -- от 290 тыс. руб. -- является прямым аналогом «Приоры». В базе -- АБС, кондиционер, одна подушка безопасности и подогрев передних сидений, гарантия на основные узлы и агрегаты -- три года или 100 тыс. км пробега. MK должна будет стать самой массовой моделью Derways: план выпуска -- 15 тыс. в год, половина от проектной мощности завода.

А как же вторая половина? Планов, как говорится, громадье: это и различные модели бренда Lifan, которые собирают в Черкесске с 2007 года, и внедорожники Great Wall Hover, и некие новинки от той же Chery, и вывод на российский рынок марки Haima. Пока из всех этих машин сравнительно популярен только Lifan Breez, очень близкий по всем параметрам, включая цену, к Geely MK: в 2009 году в России было продано 2673 компактных седана и хетчбэка с двигателями мощностью от 89 до 106 л. с. Свежее предложение -- Lifan Solano (он же Lifan 620), более крупный трехобъемник, аналог той же Estina; цена -- от 355 тыс. руб. А в ближайшей перспективе -- маленький Lifan 320, внешне представляющий собой пародию на культовый Mini: потенциальный спрос на эту машинку Derways сейчас изучает совместно с созданным в феврале этого года российским представительством компании Lifan. Похвальная серьезность, особенно с учетом того, что с российского рынка фактически ушли такие китайцы, как ZX, Brilliance, Hafei, Dadi, Landwind, Changfeng, JMC и Shuanghuan. Может быть, о некоторых из них и не стоит жалеть...

Полная версия