В России существует интересная система: каждый водитель должен своевременно оплачивать страховку, зато у страховщиков есть сотни способов уйти от уплаты. В Федеральной службе страхового надзора корреспонденту Infox.ru рассказали о добросовестности российских страховых компаний.
Сергей Карп долгое время не может получить денег от своей страховой за сломанный в машине замок. «Вандалы ночью расковыряли личинку замка, пришли милиционеры, сказали, что искать тут и нечего, и некого, дело заводить не будем, а страховая без уголовного дела ущерб не возмещает, потому что ей не с кого спрашивать потом эти деньги», -- рассказывает Сергей, открывая новым ключом дверь своей машины. Подобных историй тысячи, только в этом месяце из-за огромных задержек по выплате уже закрыто по меньшей мере восемь достаточно крупных страховщиков.
«Допустим, мы приостанавливаем лицензию страховой компании. Это значит, что она не имеет права продолжать свою деятельность, пока не исправит все отмеченные нами ошибки и не выплатит деньги, кому следует. Если фирма не выполняет наши предписания, то лицензию забирают совсем, а компания закрывается и исчезает», -- объяснил корреспонденту Infox.ru сотрудник Федеральной службы страхового надзора. В России закон прописан таким образом, что без лицензии компания больше ничего и никому не должна: даже если у нее накопилось долгов на несколько миллионов, при закрытии фирмы они просто аннулируются. Поэтому многие страховые компании создаются просто для того, чтобы позже лишиться лицензии: мошенники набирают как можно больше людей, открывают филиалы, объявляют акции и крупные скидки, а потом, лишившись лицензии, исчезают с заработанными деньгами. «Часто к нам звонят из разных филиалов страховых компаний и спрашивают: что делать? Наше начальство исчезло», -- рассказывают в Росстрахнадзоре.
Поэтому в ближайшее время лучше избегать мелких и средних страховых компаний и обращаться к кому-нибудь из пятерки лидеров: «Росгосстрах», РОСНО, «Ресо-гарантия», «Мск-стандарт» и «Ингосстрах», рекомендует Росстрахнадзор. Самая крупная в России компания -- «Росгосстрах», потому что в СССР была единственным государственным страховщиком, а в 1991 году стала коммерческой. «У «Росгосстраха» большое влияние, по идее, мы давно завалили их предписаниями, но они их не выполняют. Обычно из-за этого компанию закрывают», -- объясняет достоверный источник из Федеральной службы страхового надзора. Но компаний, которые выполняют все предписания Росстрахнадзора и выплачивают полностью положенные суммы своим клиентам, просто не существует. Меньше всего претензий у федеральной службы к «Ингосстраху», «Ресо-гарантии» и РОСНО.
Росстрахнадзор советует отказаться на время от КАСКО для своего автомобиля, если он, конечно, не новый и полная страховка не входит в условия гарантийного ремонта. «Добиться от страховщиков возмещения крупных сумм по КАСКО сейчас намного сложней, чем получить деньги (максимум 120 тыс. руб. -- Infox.ru) с ОСАГО», -- рассказывает источник в Росстрахнадзоре.
Сергей Канаев из Федерации автовладельцев России говорит, что составлять свой рейтинг страховщиков они не рискуют, для этого нужно проводить крупный опрос. Но какой бы недобросовестной ни была компания, отсудить положенные средства у нее можно всегда. «У нас получается выиграть около 70-75% дел по задержкам и неполным выплатам. Процесс, конечно, трудозатратный и требует немалых средств, но суд в итоге все компенсирует», -- рассказывает Канаев. Но если дело выиграть не удастся, то есть угроза остаться у разбитого корыта.