Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Навигаторы действительно помогают избегать пробок

Самый современный способ избегать пробок -- пользоваться GPS-навигаторами с расширенными функциями. В Москве работает несколько компаний, которые следят за обстановкой на дорогах. Информацию о пробках они собирают разными способами, и каждая система предлагает свой маршрут. Помогают ли такие навигаторы и какой из них справляется с задачей лучше, выяснял корреспондент Infox.ru.

Практический ответ на этот вопрос накануне пытался дать Российский GPS-клуб. Чтобы проверить, какая система лучше ориентируется в московских пробках, были устроены городские гонки. В соревнованиях участвовало восемь разных систем, которым предстояло проехать через всю Москву в час пик.

Когда все восемь команд готовились к старту, «Яндекс-пробки» оценивали ситуацию на дорогах в семь баллов. По этим же данным, путь от Белой Дачи до промежуточного финиша на Шереметьевской должен был занять 33 минуты без учета заторов. «Оптимистичней не придумать», -- заметил кто-то из участников, садясь в машину. Перед навигаторами стояла сложная задача: проложить маршрут, минуя пробки, каких в декабрьской Москве больше, чем когда-либо.

«По регламенту наших соревнований водителям запрещено думать, объезжать что-то самостоятельно, срезать, разворачиваться, если этого не предлагает навигатор. Сейчас, конечно, так никто не ездит, но появляется постепенно молодое поколение, которое полностью доверяет системам, поэтому перед нами встал вопрос: а можно ли доверять навигаторам полностью?» -- рассказывает Александр Коломенский, организатор соревнований. Водителям разрешено идти против воли «искусственного интеллекта», только если компьютер предлагает нарушить правило. Например, развернуться через сплошную или проехать под запрещающий знак. А чтобы результаты были как можно объективнее, каждый экипаж состоит из двух человек: пилот и наблюдатель. Последний, словно инспектор, начисляет штрафные баллы за превышение скорости или иное нарушение ПДД. Каждое штрафное очко -- десять минут к общему времени.

Одним словом, в скорости соревнуются технологии, а мастерство водителя роли почти не играет. Между собой борются восемь систем (в том числе «СитиГид», «Автоспутник», Garmin, PocketGis, Bee-on-road, «Прогород»), синхронизированных с четырьмя «поставщиками пробок». В Москве сейчас прослеживают ситуацию на дорогах «Яндекс», «СитиГид», «Пробковорот» и «Навител». «Принцип действия навигаторов, которые делают поправки на пробки, такой: от поставщика навигаторы получают информацию о заторах и потом сами ее анализируют, выбирая самый лучший способ проехать от А до Б. Поэтому здесь имеет значение как поставщик (ведь каждый по-разному собирает информацию), так и система, которая может грамотно или, наоборот, глупо проложить путь по кольцам, дворам и заправкам», -- комментирует Александр Коломенский. Системы узнают о пробках тремя разными способами: по звонкам очевидцев, со специальных датчиков на машинах и по камерам наблюдения. О том, какой способ наиболее эффективный, говорить сложно. В Европе поставщики пробок все больше ориентируются на сотовые телефоны, которые есть в каждой машине. Они отслеживают скорость потока по передвижению мобильного, это позволяет давать самую быструю и точную оценку пробкам. В России использование этой технологии осложнено тем, что размер сот у операторов мобильной связи слишком велик, чтобы всегда определенно можно было сказать, по какой именно дороге едет (или стоит) владелец телефона. Самые продвинутые системы используют сочетание всех методов.

Впрочем, в соревнованиях GPS-навигаторов хороший результат показал Tomtom, который для обхода заторов использует собственную технологию. В течение года компания собирала информацию о пробках, фиксируя день недели и время заторов, считывая данные с купленных навигаторов, и составляла статистику. Теперь навигатор может провести своего владельца в обход стандартных пробок. Эта технология имеет один большой минус -- непредвиденные аварии, ремонт дорог, перекрытые недавно улицы система, разумеется, не учитывает. Может быть, поэтому Tomtom проиграл почти полчаса системе PoketGis, которая пользовалась информацией с «Пробковорота». Команда прибыла на финиш раньше всех, проехав при этом по самому длинному маршруту. Такому, на какой вряд ли решился бы нормальный водитель. «Нам из штаба казалось, что такой маршрут приведет их к пробкам или команда потеряет очень много времени на путь, но ребята показали удивительный результат, которого никто не ожидал», -- рассказал Александр Коломенский. Затем в штаб прибыли «Прогород», «Навител» и еще одна команда PoketGis, которая, в отличие от лидеров, руководствовалась другими картами. Остальные команды -- аутсайдеры. «Наш водитель просто неверно настроил навигатор: выбрал в параметрах низкую чувствительность к пробкам», -- комментирует ситуацию Олеся Поддубная из «Автоспутника».

«Какими бы ни были результаты, они еще ничего не показывают. Для того чтобы выявить лучший навигатор, нужно проводить ряд соревнований, главное, чтобы на этом все не останавливалось. Карты нужно расширять, искать новые способы отслеживать пробки», -- комментирует Александр Коломенский. Сообщество GPS-club собирается тестировать навигаторы каждые три месяца. Ведь московские пробки -- это все равно что футбол. В отдельно взятой игре клуб второй лиги может случайно выиграть у лидера Кубка чемпионов. Показательны лишь результаты длительного чемпионата.

Полная версия