Генпрокуратура просит завести уголовное дело на Дмитрия Гаева. В следственный комитет МВД переданы материалы проверки бывшего главы московского метрополитена. Там говорится, что Гаев выполнял свои обязанности недобросовестно.
Генеральная прокуратура России просит следственный комитет МВД РФ возбудить уголовное дело в отношении бывшего главы московского метрополитена Дмитрия Гаева. Следователям переданы материалы проверки его деятельности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Бывшего начальника метрополитена могут привлечь к ответственности по ст.201 УК РФ («злоупотребление полномочиями»). В постановлении прокуратуры о передаче материалов в следственный орган говорится, что Гаев исполнял обязанности недобросовестно.
«Вопреки интересам унитарного предприятия и используя свое служебное положение, он создал систему личного обогащения за счет возглавляемой им организации. В результате указанных действий ГУП «Московский метрополитен» и его собственнику -- правительству города Москвы причинен ущерб на сумму свыше 112 миллионов рублей», -- сообщила официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.
Грубые нарушения
Как сообщалось ранее, в ходе проверки были выявлены грубые нарушения федерального законодательства. В частности, метрополитен до сих пор не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена. 34 земельных участка, предоставленных департаментом земельных ресурсов Москвы в аренду предприятию, на кадастровый учет не поставлены, а также не зарегистрированы договоры аренды. Метрополитен осуществляет использование станций, являющихся объектами культурного наследия, в отсутствие охранного обязательства, сообщала ранее Генпрокуратра.
Под руководством Гаева были нарушены и правила сдачи в аренду нежилого имущества, принадлежащего предприятию. Отдельные положения устава метрополитена в нарушение закона предусматривают право предприятия в отдельных случаях сдавать в аренду недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении, без согласия собственника. С 2000 года «Московский метрополитен» ежегодно без согласия столичного правительства заключал договоры на аренду нежилого помещения, а также пользование технологическим каналом связи для обеспечения передачи информации на территории метрополитена.
Кроме того, предприятие необоснованно устанавливало дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников. В 2008−2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн руб.(по страхованию -- 70 млн руб.). Отбор организаций, оказывающих перечисленные услуги, проводился без проведения открытых торгов.
Среди прочего, руководство предприятия заключало договоры, которые негативно влияли на тарифы на перевозку пассажиров. У метрополитена до сих пор не создан резервный фонд за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли, а также фонды развития производства, развития социальный сферы и материального поощрения. Также были выявлены нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан.
Гаев нажился на метро
В ходе проверки выявлены и другие нарушения, свидетельствующие о наличии корыстного интереса Дмитрия Гаева и других руководителей ГУП «Московский метрополитен». Так выяснилось, что он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись либо как его личное изобретение, либо как ноу-хау коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия.
Используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем. Начиная с 1999 года он получил 112 млн рублей от возглавляемого им ГУПа (12 млн рублей первоначально и по 10 млн рублей ежегодно).
Позднее Дмитрий Гаев заявил, что не знаком с результатами проверки Генпрокуратурой деятельности метрополитена, а, отвечая на вопрос об авторстве изобретений, за которые ГУП платил деньги, он сказал: «А разве это незаконно?».