На шахте «Распадская» постоянную составляющую часть заработной платы подняли до 70% незадолго до приезда в Кузбасс Владимира Путина. Процентное соотношение базового и сдельно-премиального заработка шахтеров составляет теперь 73 к 27%. В российском профсоюзе угольщиков уверены, что повышение фиксированной части зарплаты произошло только на бумаге, и руководство шахты не планирует отказаться от принципа работы на «конечный результат».
На шахте «Распадская» постоянную составляющую часть заработной платы подняли до 70% за несколько дней до визита Владимира Путина в Кемерово. Соотношение базового и сдельно-премиального заработка шахтеров теперь составляет 73 к 27%.
Накануне российский премьер Владимир Путин в ходе поездки в Кемеровскую область напомнил о предстоящем заключении отраслевого соглашения между профсоюзами и работодателями, по которому постоянная составляющая заработной платы должна быть не менее 70% -- базовую часть дохода шахтеров должны увеличить уже с июля. В пятницу на встрече с губернатором Кузбасса Аманом Тулеевым премьер-министр Владимир Путин распорядился добиться от «Распадской» установления нижнего порога средней заработной платы горняка до 40 тыс. рублей -- задним числом, начиная с 1 июня текущего года, чтобы гарантировать шахтерам минимальный доход при любых обстоятельствах.
Как рассказал Infox.ru один из участников встречи Путина с шахтерами, в постоянную часть заработной платы шахтера входит несколько коэффициентов. Она состоит из базовой тарифной ставки (по данным на 2009 год базовая ставка шахтера на «Распадской» составляла в среднем 23% от общей зарплаты), вознаграждения за выслугу лет (3,95%) и ряда других показателей -- в среднем по России эта ставка составляет 52%.
Шахтерская арифметика
Накануне заключения нового отраслевого соглашения в Российском угольном профсоюзе собрали предварительные данные с угольных шахт о соотношении переменной и постоянной частей заработных плат и коэффициентов, по которым они рассчитываются. На шахте «Распадская» фиксированная часть зарплаты возросла до 73%.
В постоянную часть заработной платы наряду с базовой тарифной ставкой (23%) и вознаграждением за выслугу лет (3,95%) была включена и гарантированная постоянная часть производственной премии (11,25%). Это было сделано для того, чтобы увеличить хотя бы на бумаге процент фиксированной части заработной платы шахтера.
При этом базовая часть зарплаты на самом деле осталась прежней. А фонд оплаты труда предприятия не увеличивается. При выполнении плана добычи шахтеры будут получать столько же, сколько и раньше. Никакой дополнительной нагрузки не понесет и предприятие.
В профсоюзе горняков внесли свое предложение: поднять саму базовую ставку, не занимаясь перераспределением премиальных выплат. Минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда, занятого на поверхности шахт, должна быть установлена в размере 4300 рублей (сейчас -- 2600). А вместо этого, чтобы предприятие не несло дополнительных расходов, необходимо сократить размер премиальных. Кроме того, ключевыми показателями премирования должны стать качественные, а не объемные показатели труда работников. Также необходимо установить отраслевые нормы труда, такие как норма выработки и норма численности работников, отмечают в профсоюзе.
Тем не менее заместитель председателя профсоюза угольщиков России Рубен Бадалов пояснил Infox.ru, что даже теперь надежность выплат шахтерам возрастет.
«Надежность заработной платы в настоящее время очень низкая. Сейчас работодатель стимулирует работников на повышение производительности труда премиальными в размере 48-50%. Недодал тонну угля, не выполнил план -- остался без премии, а зарплату получил почти в два раза меньше обычной. Причем, план добычи устанавливают сами работодатели, и единых нормативов тут нет. Такая система оплаты труда задействована на конечный результат, и в погоне за объемами производства она влечет нарушение технологической дисциплины», -- рассказал Infox.ru Бадалов.
Теперь же, не выполнив полностью установленных нормативов, шахтеры будут получать уже две трети своей зарплаты, а не половину, как раньше. Зная, что они получат значительную часть зарплаты, шахтеры не станут рисковать, пренебрегая установленными правилами безопасности ради премиальных, уверены в профсоюзе горняков.
Как новое перераспределение средств скажется на производительности труда шахтеров и коммерческой выгоде угольных предприятий, в профсоюзе горняков и компании «Евраз» обсуждать пока не готовы.
Предприятия застрахуют
Еще один коммерческий механизм давления на собственников шахт -- обязательное страхование жизни и здоровья шахтеров. В ходе поездки в Кемеровскую область Владимир Путин призвал оперативно подготовить закон об обязательном страховании гражданской ответственности на опасных объектах. «Как показывает мировая практика, именно страховые механизмы серьезно подстегивают руководителей предприятий инвестировать в надежность и безопасность», -- отметил Путин.
«Реформа законодательства в сфере страхования гражданской ответственности на опасных объектах просто необходима. Пока в России не будет по-настоящему застрахована человеческая жизнь, аварии будут продолжаться. -- считает заместитель генерального директора по науке Института энергетической стратегии Алексей Громов. -- Но одним только страхованием проблему не решить. Как показали последние аварии, такие как на «Распадской» и «Саяно-Шушенской», трагедии происходят далеко не на самых плохих наших предприятиях, где не было критического износа оборудования. Тут нужен системный подход. Если меняется одна деталь, то необходимо учитывать, будет ли она эффективно работать в комплексе всего оборудования».