Иран открывает завод по производству зенитно-ракетных комплексов, по характеристикам аналогичных российским боевым системам С-300. О старте оборонно-промышленного проекта заявил министр обороны Ахмад Вахиди. Это ответ Тегерана на кремлевский запрет военных поставок из России.
Иран запускает производство зенитно-ракетных комплексов, по характеристикам аналогичных российским боевым системам С-300. О старте проекта в четверг заявил министр обороны Ирана Ахмад Вахиди, которого цитирует Tehran Times.
По словам министра, производство ЗРК будет запущено в ближайшем будущем. «Мы планировали создание и запуск в промышленное производство систем противовоздушной обороны дальнего радиуса действия, аналогичных ЗРК С-300. С помощью всевышнего и иранских инженеров мы сможем заявить о самодостаточности в этой сфере», - сказал министр Вахиди.
Заявление было сделано после того, как Дмитрий Медведев наложил запрет на передачу Ирану противоракетных комплексов С-300. Иран не получит от России и другие виды вооружений — бронетехнику, боевые самолеты, вертолеты и корабли, сообщает пресс-служба Кремля. Указ подписан в рамках выполнения резолюции ООН 1929 от 9 июня 2010 года, налагающей санкции на Иран.
Впрочем, российские эксперты считают, что Тегеран пока не способен создать полноценный аналог С-300. Устаревшая противовоздушная оборона -- недостаток иранской армии. А именно на ПВО возложена задача защиты стратегических объектов, в том числе ядерных. Воздушное пространство Ирана охраняют американские зенитно-ракетные комплексы HAWK, советские С-75 и С-200ВЭ, мобильные системы «Квадрат». Из новинок – 29 российских «Тор-М1». Есть и переносные комплексы: «Игла-1», «Стрела-3», Stinger, QW-1. «Израильские или американские ВВС легко преодолеют иранскую ПВО», – уверен заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Поэтому Тегеран остро нуждается в такой современной системе, как С-300, аналог которой самостоятельно создать крайне трудно. По мнению Храмчихина, заявления иранской стороны о создании собственной системы, превосходящей С-300, «это блеф, и не более того».
«Свято место пусто не бывает, -- тем не менее напоминает гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. – Совершенно очевидно, что эти системы Ирану необходимы. Рано или поздно Иран решит эти свои проблемы, связанные с безопасностью, тем более что Бушерская АЭС является главной мишенью для противников Ирана. Сейчас уже разрабатываются системы, которые, ну, примерно, если по качеству уступают, но где-то имеются на уровне аналогии с С-300. А потом очень рвется туда Китай. Не забывайте, что возможности Китая достаточно безграничны в этом смысле. Это вопрос времени, это 1-2 года и Иран эту проблему решит».
Эксперт, комментируя в среду отказ России от поставок С-300 в эфире радиостанции «Эхо Москвы», считает, что «из Тегерана какого-нибудь конкретного ответа ожидать сложно кроме разочарования и сожаления; поскольку в Иране абсолютно не понимают, на каком основании и почему Россия отказывается от поставок ракетных систем С-300 в Иран». «Это (отказ от контракта, -- Infox.ru) связано с огромными и репутационными издержками, и с огромной упущенной выгодой. И более того, это развязывает противников Ирана – из Израиля, США и Запада – на более жесткие действия по отношению к нашему такому стратегическому партнеру на Ближнем Востоке в зоне Персидского залива, Ирану, -- добавил он. – Поэтому я считаю, что в данном случае аргументация иранской стороны вполне выглядит объективной, реальной и реалистичной, на самом деле. Поскольку, действительно, что тут такого? Это же оборонительная система».