Москва
3 января ‘25
Пятница

Лужков не пожалел пиявок и улиток

Мэр Москвы выступил с программной статьей в «Российской газете», в которой обосновал неизбежность вырубки просеки в Химкинском лесу.

«У Москвы есть серьезный опыт транспортного строительства, практика сложных инженерных и управленческих проектов в этой области, большое количество квалифицированных специалистов-практиков. Мы с ответственностью откликнулись на просьбу федеральных властей изучить разные варианты строительства, рассмотреть помимо существующего сегодня маршрута еще две альтернативы. Такой анализ провели и с наукой экспертно «прокрутили» три варианта трассы», -- пишет Лужков в статье для «Российской газеты».

«Первый альтернативный маршрут сразу отвергли, но сказать о нем нужно. Это -- прокладка новой трассы над действующей Октябрьской железной дорогой. Бешеный по затратам вариант... Второй альтернативный вариант очевидно лучше. Он затрагивает лишь часть Химкинского леса, где трасса еще не проложена. Потом поворачивает в сторону Химок, через жилые кварталы. Здесь цепляет более 50 коттеджей и далее разрубает микрорайон на две неравные части, отрезая тем самым жилой район от леса. 100 тысяч жителей Химок оказываются зажатыми между двумя напряженно работающими трассами. Технически этот вариант строительства тоже довольно трудный (особенно по болотистым участкам), но сделать можно. Цена собственно прокладки возрастет, но не так капитально, как в случае с многоэтажной системой. Правда, сразу возникают другие проблемы и затраты, -- пояснил столичный мэр. – Во-первых, компенсация за сносимые коттеджи. Здесь придется выделить от 120 до 150 млн рублей каждому хозяйству. К этому добавьте предоставление другого участка земли и переселение. Плюс – большие потери времени. Дальше – больше. Нам придется вырубить 80 га деревьев по периферии Химкинского леса. Затем дорога проследует через природный комплекс по болотам, где наши экологи обязательно найдут редких птиц, лягушек, пиявок и улиток. Есть там и соответствующая флора, то есть без утрат редких растений также не обойдется. Наконец, прокладывая трассу по Молжаниновке, мы выкидываем 200 тысяч кв. метров жилья, готовящихся к строительству. 3--4 тысячи семей останутся на долгое время (а то и навсегда) без улучшения жилищных условий или же вообще без своего «угла». Когда не в метрах, а в человеческих судьбах считаешь, то цена вопроса очевиднее».

«Наконец нынешний запланированный маршрут. Он обоснован. Он дешевле. Он подготовлен технически. Под него почти готова трасса...» -- констатировал Юрий Лужков. «Итог – нужно оставлять запланированный и уже утвержденный вариант. Он реалистичен. Здесь пришлось пойти на определенные жертвы, и, конечно, это вызывает сожаление. Но та цена, которую приходится платить, все-таки более обоснованна, чем другие варианты», - резюмировал мэр.

Начало истории борьбы за Химкинский лес положило министерство транспорта еще в 2004 году. Чтобы разгрузить агонизирующее Ленинградского шоссе, чиновники решили построить платную трассу Москва – Санкт-Петербург. Уже через два года в рамках реализации проекта было принято решение вырубить просеку шириной три километра в лесу, общая территория которого составляет около тысячи гектаров.

Экологи начали борьбу за сохранение леса почти сразу, но власти на их действия не реагировали. Зато появившееся движение защитников Химкинского леса во главе с Евгенией Чириковой (ее судьба леса волновала потому, что она ходила туда гулять с детьми) смогло быстро привлечь внимание общественности. Активисты устраивали акции, митинги и обращались к высшему руководству страны. В ответ на свои действия борцы часто получали жесткий отпор. Однако 26 августа после обращения «Единой России» в конфликт вмешался Дмитрий Медведев. Президент приостановил строительство автотрассы, проходящей через Химкинский лес.

«Наши люди, включая представителей политических партий от правящей «Единой России» до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги, говорят о том, что оно (решение проблемы, – Infox.ru) требует дополнительного анализа, -- пояснил Медведев в своем видеоблоге. – С учетом такого количества обращений я принял решение: я поручаю правительству приостановить реализацию постановления о строительстве соответствующей автодороги и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения. Они уже велись, но с учетом того, что есть повышенный резонанс, я не вижу ничего страшного, чтобы вернуться к обсуждениям и еще раз их провести. Это будет правильно для того, чтобы расставить точки над i».

Полная версия