Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

BP знала об угрозе аварии на Deepwater Horizon

Крупнейшую экологическую катастрофу - аварию на скважине концерна BP в Мексиканском заливе - можно было предотвратить. Инженеры из концерна Hulliburton предупреждали менеджмент British Petroleum об угрозе взрыва, но в BP пожалели централизаторов.

Менеджмент нефтегазовой корпорации BP заранее знал об опасности аварии на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, но не принял никаких мер для устранения угрозы. Попутный газ разрушил бетонную пломбу, предохранявшую скважину от протекания, и нефть вырвалась в акваторию залива. Авария на платформе BP стала одной из крупнейших экологических катастроф в истории.

О том, что руководство BP знало об угрозе аварии, под присягой заявил инженер нефтесервисного концерна Hulliburton Джесси Гальяно. Он выступил в качестве свидетеля по делу против BP, которое ведут береговая охрана США и департамент внутренних дел. По словам свидетеля, еще 15 апреля он предупредил представителей BP о «высокой вероятности» протечки газа сквозь цементное перекрытие. «BP проигнорировала это замечание», -- заявил Джесси Гальяно. 20 апреля произошла катастрофа: нефтяная платформа Deepwater Horizon затонула после 36-часового пожара. При аварии погибли 11 сотрудников станции. По данным экспертов, причиной взрыва и последующего пожара на платформе стал мощный выброс метана. В Мексиканский залив начала поступать нефть, с апреля в акваторию выплеснулось более 500 тыс. т сырья.

Органы следствия и экспертное сообщество склоняются к выводу, что именно прорыв цементной пломбы, которая перекрывает нефтяной фонтан после бурения, стал причиной выброса газа и нефти в залив.

Бетонированием на объектах BP занималась компания Hulliburton. Поэтому сейчас руководство British Petroleum настаивает, чтобы нефтесервисный концерн разделил с ним вину за аварию на платформе Deepwater. В Hulliburton возражают, настаивая на том, что показывали менеджерам BP компьютерные модели, наглядно иллюстрировавшие риски, и советовали использовать больше централизаторов (шайбы, удерживающие трубу в центре скважины).

Джесси Гальяно утверждает, что 15 апреля, посмотрев на расчеты в своем компьютере, он поехал в хьюстонский офис BP и показал их инженерам нефтегазовой корпорации. В течение дня он вместе с двумя инженерами BP изучал проблему. В итоге к вечеру они решили поставить дополнительные централизаторы на Deepwater Horizon. «Вечером мы решили, что еще 21 централизатор решит вопрос», -- свидетельствует Джесси Гальяно. Но позднее в BP решили, что обойдутся на Deepwater Horizon шестью централизаторами. Большее количество могло затруднить добычу нефти в будущем. «Да ладно. Дело сделано, и конец истории. Зацементируем, и, возможно, все у нас будет нормально», -- писал 16 апреля один из инженеров BP. В корпоративном e-mail он добавил, что позднее компания может закачать в скважину еще цемента.

B BP утверждают, что профиль скважины -- Macondo -- полностью соответствует нормам техники безопасности. «За состояние скважины полностью ответственна Hulliburton. Если у компании были сомнения в возможности обеспечить безопасность и осуществить бетонирование, то она могла отказаться от проведения этих работ. Поступить иначе было бы совершенно не этично», -- говорится в обращении BP к следственным органам.

Ранее BP подсчитала финансовые потери, которые последовали за взрывом на нефтяной платформе в Мексиканском заливе. Ликвидация последствий природной катастрофы обошлась BP в $6,1 млрд.

Частные лица и фирмы уже подали против нефтедобывающей компании более 145 тыс. исков. По информации BP на 7 августа 2010 года, бухгалтерия компании осуществила 103,9 тыс. переводов на счета истцов на общую сумму $319 млн.

Три дня назад инженеры компании установили на скважине в Мексиканском заливе заглушку, которая заблокировала фонтан нефти. Подводные работы по установке заглушки продолжались два с половиной дня. Руководство компании заявило, что скважина заделана прочно. Нефть в Мексиканский залив не поступает, подчеркнули топ-менеджеры BP.

Продажа активов

Работы по ликвидации последствий аварии и выплаты компенсаций потребовали от BP значительных ресурсов. В условиях длительных работ по цементированию канала компания решилась на продажу части своих непрофильных активов. Положение BP было настолько тяжелым, что эксперты говорили о возможности поглощения компании конкурентами -- Royal Dutch Shell и Mobil.

Однако BP удалось избежать поглощения. На продажу были выставлены активы компании в разных частях света. В середине июля американская нефтяная компании Apache купила у BP активы в Техасе, Канаде и Египте за $7 млрд. В конце июля BP начала переговоры с венесуэльскими фирмами о продаже своих активов в этой латиноамериканской стране российской «дочке» TНK-BP.

Продажа части активов BP российским компаниям была предметом для переговоров между ушедшим в отставку главой компании Тони Хейвордом, его преемником Робертом Дадли и вице-премьером правительства Игорем Сечиным. Стороны обсудили возможность приобретения российскими компаниями части активов в разных частях света, в том числе и в Венесуэле.

Полная версия