Московские риэлтерские бюро утверждают, что возобновили набор сотрудников: рынок оживает. Сами агенты говорят, что руководство риэлтерских фирм излишне оптимистично описывает обычную текучку кадров.
Московские риэлтерские компании, резавшие штат в условиях кризиса на 50-90%, заявляют о возобновлении набора сотрудников. «Мы планируем открывать новые офисы, -- заявляет Антон Гололобов, представитель компании «Инком-недвижимость», -- в связи с чем вырастет и число риэлтеров, сотрудничающих с нашей компанией». По словам Татьяны Романцовой, представителя Century 21, все агентства ведут набор сотрудников. Ежегодный прирост персонала, по ее оценке, составляет «от 35%».
«В период кризиса мы не сокращали персонал, но и не набирали, в том числе не восполняли естественные потери (когда сотрудник уезжает в Испанию, уходит в длительный отпуск по беременности и т. п.), -- рассказывает Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty. -- Сейчас мы действительно ведем набор агентов и иных профессиональных сотрудников. Конкурентов стало значительно меньше, а рынок вновь активен, мы должны активнее этим заниматься, что выражается в активном поиске сотрудников».
С осени 2008 года риэлтерские бюро резко сократили объемы работ. Рынок недвижимости был парализован. Крупнейшие компании сокращали зарплаты риэлтеров, отправляли сотрудников в неоплачиваемые отпуска, массово закрывали отделения.
Татьяна Романцова констатирует: «Самым тяжелым периодом с точки зрения заработка и, следовательно, набора персонала были июль 2008 -- февраль 2009 года, когда сделок не было и риэлтеры уходили «на вольные хлеба». Впоследствии с оживлением рынка ситуация скоррелировалась, снова пошел набор агентов».
В CB Richard Ellis говорят, что в компании не было значительных сокращений, «поэтому число агентов не изменилось по сравнению с докризисным периодом». По словам управляющего директора CB Richard Ellis в России и на Украине Даррэлла Станафорда, «число клиентов выросло, размер сделок стал меньше». «Среди клиентов особенно выросло число владельцев недвижимости. Во время бума они считали, что не нуждаются в консультациях, поскольку арендаторы сами боролись за помещения. Сейчас же собственникам требуется помощь», -- замечает он.
Антон Гололобов утверждает, что объем заключаемых сделок за год увеличился в два раза по сравнению с зимой 2008-2009 годов. В этот период Аркадий Литовский из не пережившей кризис NRG говорил Infox.ru, что «риэлтерская деятельность равна нулю». По словам Антона Гололобова, условия оплаты работы риэлтера ни во время кризиса, ни после него существенно не изменились. По информации «Инком-недвижимости», в среднем по рынку комиссионные составляют 4-6%. Однако вариантов оплаты услуг риэлтера много: это может быть процент от суммы сделки, может быть фиксированная сумма, односторонняя оплата продавцом или покупателем. Татьяна Романцова замечает, что доходы квалифицированного агента не привязаны к состоянию рынка. Но Георгий Дзагуров, напротив, отмечает, что доходы риэлтерских агентств и их сотрудников значительно упали. Даже в условиях роста количества заключаемых сделок -- на несколько процентов, объем дохода снизился на 30-40%. «Мы рассчитываем на то, что при восстановлении спроса и рынка мы сможем некоторое время получать дополнительный доход от высокой доли рынка, которую определенно получаем, работая сегодня», -- говорит Георгий Дзагуров.
По мнению экспертов, возникающая необходимость набора агентов связана, с одной стороны, с увеличением числа сделок, с другой -- со сложностями рекрутинга. «Большая часть соискателей приходят без опыта работы и элементарных представлений о работе с людьми, другие присылают резюме с ожиданиями найти работу «за зарплату». В риэлтерском бизнесе это в принципе невозможно, и уровень дохода зависит только от активности и профессионализма самого агента. Кандидаты, которые этого не понимают, в конечном итоге отсеиваются, создавая кадровую текучку», -- объясняет Татьяна Романцова.
По словам опрошенных Infox.ru агентов, декларируемый риэлтерскими бюро набор сотрудников -- это «привычная текучка кадров». «Это самое обычное дело, -- говорит сотрудник московского риэлтерского бюро. -- Кто-то приходит, кто-то уходит. В нашем бизнесе это было всегда и всегда будет».