В других странах такого нет: проговорили основные позиции -- и за работу!
Россия не уложится в обозначенные правительством сроки перехода на цифровое ТВ, уверен председатель Международной ассоциации телевещателей Саймон Спансвик. Москве стоит ориентироваться на пример Африки, где переход на цифру занял 20 лет.
-- Добрый день, господин Спансвик! Как западные вещатели оценивают перспективы российского рынка телевидения?
-- У него огромный потенциал роста, он может давать гораздо больше возможностей телезрителям. В России вещает немало кабельных телеканалов -- вдобавок к эфирному телевидению. А когда по стране развернется сеть цифрового телевидения, то люди в отдаленных уголках страны будут смотреть столько же каналов, как и жители мегаполисов.
-- После встречи с представителями российского бизнеса на Digital TV Russia 2010 у вас появилось понимание того, смогут ли региональные телекомпании выжить при цифровизации телевидения?
-- Безусловно! На этом рынке всем хватит места. Если телекомпания производит контент -- такой, какой хочет зритель, то, конечно, она сможет выжить. Все зависит от того, понимает ли компания рынок, на котором работает, для которого снимает программы. Очевидно, что обогатиться на рынке можно с использованием современных технологий.
-- Какими путями будет развиваться рынок цифрового телевидения России?
-- Самое важное -- это быть уверенным в том, что все игроки -- телеканалы, вещатели и, конечно, чиновники -- работают вместе. Переход к цифровому ТВ не произойдет по щелчку пальцев. В Западной Европе эра аналогового ТВ закончилась не одномоментно, цифровизация проходила постепенно, регион за регионом, это правильный путь. Маркетологи проделали огромную работу. Зрители должны знать, как идет переход к цифровому ТВ. Телевещатели должны рассказать зрителям, что обычное телевидение скоро отключится, и убедить население покупать приставки для цифрового ТВ.
-- Не думаете ли вы, что для большинства населения России покупка таких приставок -- слишком дорогое удовольствие?
-- Сначала -- да. Но позже цены упадут. Например, в Великобритании вы можете купить приставку для цифрового ТВ за £20 (около 900 руб. -- Infox.ru). А четыре года назад она стоила £150 (около 7500 руб. -- Infox.ru). Видите, как падают цены? Если производство увеличится, на рынок придут отечественные поставщики, то цены, конечно, упадут. Внедрение новых технологий всегда недешево. Несколько лет назад мобильные телефоны были очень дорогими. А сейчас пройдите по Москве или по любому другому городу в мире -- телефон всем по средствам. То же самое произойдет с цифровым телевидением.
-- Вы верите в бурный рост цифровых телевизионных технологий, ориентированных на смартфоны и другие мобильные устройства?
-- Конечно! Эффективную бизнес-модель здесь пока никто не придумал. Но мы понимаем: чем быстрее мы дадим зрителю доступ в YouTube на мобильном телефоне, тем быстрее он начнет его смотреть. У меня 15-летний сын у него есть смартфон, он заходит на YouTube, смотрит видео, пересылает друзьям и очень все это любит.
Люди будут смотреть цифровое ТВ в мобильных устройствах. Не художественные фильмы и длинные передачи, а интересные ролики, трейлеры, короткие новости. А руководству телеканалов и журналистам нужно задуматься о том, как заинтересовать зрителей, которые смотрят ТВ, ожидая поезд в метро.
-- В этой связи эксперты в России и за рубежом довольно часто говорят о скором исчезновении основной части газет, бумажных медиа. Вы с ними согласны?
-- Интересный вопрос. В некоторых странах газеты закрывались очень быстро. Например, в США сейчас закрываются как крупные новостные издания, так и маленькие региональные газеты. Это происходит из-за трансформации рекламной модели. Реклама идет не на газетные полосы, а в интернет. В особенности это касается рекламы по рубрикам. Ведь если вы продаете машину или мебель, то лучше разместить объявление на eBay, чем в местной газете. В общем, главный источник дохода таких газет иссяк. А федеральные газеты все еще имеют неплохие шансы. Все-таки людям приятно читать газеты и рассказывать друзьям о прочитанном. Даже мой сын дома читает газеты. У людей остается необходимость получать текстовую информацию, и мобильные устройства не смогут полностью заменить газеты.
-- Вы слышали о федеральной целевой программе по внедрению цифрового ТВ -- к 2015 году его можно будет принимать по всей России? Государство выделило около $3,8 млрд. Этих денег будет достаточно для такого грандиозного плана?
-- Нужно понимать, что переход на цифровое ТВ -- дорогостоящая затея. Именно поэтому большинство стран переходили на цифровую технологию постепенно, область за областью. Думаю, что в России все будет происходить по этому сценарию.
Очень важно создать нагрузку не только на крупные телепередатчики, но и на те, которые обслуживают отдаленные районы, горную местность. Цена кажется разумной, но в крупных проектах стоимость всегда вырастает. Надеюсь, денег хватит и время покажет.
Россия очень большая страна, и я бы не называл 2015 год крайним сроком для цифровизации ТВ. В африканских странах на это уходило и 20 лет. Это не чересчур оптимистичный прогноз.
-- Может ли высокий уровень коррупции российской бюрократии помешать планам внедрения цифрового ТВ?
-- Надеюсь, что этого не произойдет. Все зависит от людей, которые будут задавать трудные вопросы министрам и контролировать процесс. Думаю, что телевещатели, даже если они близки с правительством, должны задавать такие вопросы. Потому что если вдруг они потеряют аудиторию, то они больше не сделают стране ничего хорошего. Но думаю, этого не случится.
-- Знаете о претензиях Роскомнадзора к зарубежным вещателям? Государство просит зарубежных вещателей привести свою деятельность в соответствие с российским законодательством -- открыть юридические лица, местные представительства, чтобы они платили налоги в России. Получали ли зарубежные телеканалы официальные претензии регулятора?
-- Да, многие представители Международной ассоциации вещателей столкнулись в России с юридическими проблемами. Возможно, потому, что организация берет на себя работу по разъяснению местного законодательства, взаимодействие с регулятором и Ассоциацией кабельного телевидения России и всю бумажную работу, для того чтобы обеспечить вещание канала.
Это странное требование. В других странах такого нет: проговорили основные позиции -- и за работу! И не надо открывать зарубежный офис.
Штаб-квартиры находятся вне России, выплачивают налоги и держат в штате людей. А в таких странах, как Россия, они не получают большую прибыль. Все это неожиданный поворот событий, но я думаю, что телевещатели займут прагматичную позицию. Они хотят работать в России в рамках существующего законодательства.
-- Я слышал, что некоторые телеканалы думают свернуть бизнес в России.
-- Пока я не знаю ни одной компании, которая собирается уйти из России, но разговоры такие слышал. Повторю, что основная масса вещателей -- прагматичные бизнесмены, которые готовы к трудностям.