Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Банки заменят судебных приставов

Российские банкиры требуют отдать им часть полномочий Службы судебных приставов и наделить банки правом самостоятельно забирать имущество должников по просроченным кредитам, если сумма кредита не превышает 1 млн рублей. Основная сфера применения поправок -- потребительское кредитование, говорят авторы инициативы. Чиновники категорически против.

Российские банки предлагают передать им полномочия Федеральной службы судебных приставов, чтобы самостоятельно взыскивать с должников заложенное имущество. Инициатива банковского сообщества прописана в материалах Ассоциации российских банков. Банкиры мотивируют требование сомнениями в эффективности работы федеральной службы и трудностями процесса координации работы с ведомством.

Предложения по реформированию законодательной базы для перераспределения полномочий судебных приставов содержатся в докладе «Модернизация банковской системы России в послекризисный период». В числе прочего предлагается наделить банки правом самостоятельно взыскивать заложенное по кредитам имущество, если его стоимость не превышает 1 млн рублей. Сейчас в таких случаях действует стандартная процедура: принятие судебного решения о взыскании и начало самой процедуры взыскания после поступления исполнительного листа в Службу судебных приставов.

Необходимость изменения действующего порядка автор инициативы, заместитель председателя правления совета директоров тольяттинского АвтоВАЗбанка Вера Прокопенко объясняет трудностями, возникающими при работе с судебными приставами. Координация действий по взысканию долгов с ФССП требует от банков много сил, говорится в документе.

В АРБ недовольны и качеством работой приставов, которые, по мнению банкиров, не всегда прикладывают достаточно усилий для взыскания долгов. Например, по закону должнику положен десятидневный срок для обжалования решения об исполнительном производстве. Для этого его необходимо своевременно известить о том, когда и где оно состоится. «На практике это приводит к тому, что приставы стараются не осуществлять никаких действий, если нет подтверждения об извещении должника, чтобы избежать последующих судебных разбирательств», -- говорится в докладе.

Вера Прокопенко говорит, что в первую очередь ее инициатива направлена «на разрешение проблемы огромного числа невозвращенных потребительских кредитов, которые намного меньше предлагаемого 1 млн рублей». «Судебные приставы завалены исполнительными листами на относительно небольшие суммы, и их просто физически не хватает, чтобы взыскивать требуемые средства», -- говорит банкир.

Объем просроченных кредитов физическим лицам в последние два года вырос более чем в два раза. На 1 января 2008 года он составлял 96,5 млрд рублей, год спустя -- уже 148,6 млрд, а к 1 января 2010 года достиг 248,7 млрд (данные АРБ).

«В 1996 году подобная практика уже действовала и показала себя удачной», -- говорит Вера Прокопенко: «Люди, увидев, как у соседей за долги забрали бытовую технику или мебель, начали самостоятельно погашать задолженность».

Но первый заместитель главного судебного пристава Сергей Сазанов считает предложение АРБ «абсолютно неприемлемыми». По его словам, «принципы исполнительного производства предполагают определенные правомочия, и передача их от ФССП к банкам невозможна».

Сергей Сазанов не видит принципиальных трудностей координации работы банков и приставов. Банки, по его словам, сами не заинтересованы в том, чтобы налаживать контакты с ФССП. «Служба предлагала финансистам создать рабочие группы по улучшению координации действий в кризисных условиях, однако никакого интереса проявлено не было», -- замечает чиновник. Перспективы прохождения законодательной инициативы он расценивает как «нулевые».

Не верит в прохождение предложения АРБ и парнтер, глава банковской практики международной юридической фирмы CMS Гран Уильямс. "Нарушаются положения статьи 9 и 49 Гражданского кодекса, -- рассказал он Infox.ru. -- Соответственно, для такого нововведения как минимум придется менять ГК, а также, скорее всего, Закон о банках и банковской деятельности, Арбитражно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы, что нереально".

Полная версия