Китайцы сомневаются в «Русале»
50,7% участников опроса China.com не верят в успехи «Русала» после IPO в Гонконге. Зато пример «Русала» простимулирует выход на гонконгскую биржу других компаний -- с Украины и из Казахстана, надеются китайские эксперты.
В декабре прошлого года впервые появилась информация, вызвавшая большой резонанс всего международного сообщества: российская алюминиевая компания «Русал» заявила о первичном размещении своих акций на бирже в Гонконге, с получением $2,6 млрд в случае благополучного исхода мероприятия. Сразу нашлись как сторонники, так и противники действий компании.
«Я настроен в отношении «Русала» крайне пессимистично. Текущая маржа не внушает оптимизма, положение слишком сильно зависит от алюминиевых цен… В любое время «Русал» может стать банкротом. Риски слишком высоки», -- заявил Элвин Чжан, заместитель директора компании Prudential Brokerage Limited, предоставляющей финансовые услуги на территории Гонконга, а также являющейся участником фондовой биржи Hong Kong Exchanges and Clearing Limited и фьючерсной биржи Hong Kong Futures Exchange Limited.
Эту точку зрения разделяют многие представители китайского инвестиционного сообщества. Китайцы полагают, что размещение «Русала» в Гонконге -- это тактическое мероприятие, не сулящее ничего позитивного инвесторам. Кэстор Пан, руководитель научно-исследовательского отдела компании CINDA International Holding Limited (Гонконг) отметил, что в настоящее время маржа безопасности акций Русала равна нулю вследствие низкой доходности, высокой цены и больших рисков, и в случае если цена на алюминий упадет, это приведет к огромным потерям покупателей. К этому можно добавить слова представителя одной известной китайской финансовой компании, пожелавшего остаться неизвестным и упомянувшего, что «Русал» рискует стать банкротом, если цены на алюминий упадут на 20%».
«Будущее «Русала» не зависит от гонконгской биржи. А для гонконгской биржи не имеет никакого значения исход мероприятия этой компании. Первый шаг уже сделан, а это дает хороший пример другим компаниям. Безусловно, IPO «Русала» привлечет предприятия многих развивающихся стран (таких, к примеру, как Южная Африка и Бразилия), которые также желают выйти на Гонконгскую биржу», -- считает Бэн Чэн, исполнительный директор ведущей китайской компании, предоставляющей финансовые услуги, Cash Financial Services Group Limited.
Предположения по поводу причин выхода «Русала» на гонконгскую биржу также высказываются разные. В качестве основной версии можно выделить невозможность листинга компании на биржах Лондона и Нью-Йорка «вследствие ряда юридических моментов», как корректно стараются выражаться китайские эксперты. Известно, что в качестве этих моментов подразумеваются запреты на въезд владельца «Русала» в США и поданный к нему иск от бывшего бизнес-партнера в Великобритании.
Кроме того, как известно, гонконгской биржа существенно отличается от нью-йоркской и лондонской в том, что первая предоставляет право свободной продажи и покупки акций в любое время, в то время как в США и Лондоне существуют ограничения. В Гонконге же не ограничивается поступление денежных средств.
«Налоговая система биржи Гонконга проще, здесь нет валютного контроля. Но вместе с тем все эти три рынка ценных бумаг имеют много общего: находятся в развитых регионах, обладают высоким уровнем правового регулирования, а качество сделок на них говорит о высоких позициях на международном рынке», -- так охарактеризовал особенности бирж исполнительный директор компании Cash Financial Services Group Limited Бэн Чэн. «Гонконгская биржа может более высоко оценить «Русал», чем лондонская и нью-йоркская. Вследствие больших долгов «Русал» не имеет возможности выйти на биржи Лондона и Нью-Йорка, а критерии входа на гонконгскую биржу не столь высоки», -- подводит итог Кэстор Пан из CINDA.
«Русал» решил выйти на гонконгскую биржу, потому что всем широко известны подобные удачные примеры крупных китайских государственных компаний», -- добавляет Бэн Чэн, имея в виду страховую компанию China Life и оператора сотовой связи China Mobile. Обе эти компании выходили на гонконгскую и нью-йоркскую биржу одновременно, и работа на первой оказалась для них более эффективной, в силу, как позже отмечали представители этих предприятий, ряда ограничений и более жестких требований, предъявляемых на американской бирже к публичным компаниям.
Еще один момент, взбудораживший общественность Китая, -- запрет участвовать в IPO «Русала» частным инвесторам и четко обозначенный при этом нижний порог стоимости единовременной покупки акций в размере 1 млн гонконгских долларов. «Риски очень высоки, потому что «Русал», как известно, является компанией, долг которой превышает потенциальную прибыль. Вот почему только профессиональные инвесторы, ни в коем случае не частные розничные покупатели, имеют право играть в такие игры», -- объясняет Кэстор Пан (CINDA International Holding Limited).
Можно утверждать, что покупателями акций «Русала» станут только профессионалы, имеющие большой опыт финансовых операций на бирже и при этом отличающиеся устойчивым материальным положением и умением рисковать. В качестве классических примеров в этом случае обычно вспоминают богатейшего в мире китайца Ли Кашина или крупнейшую инвестиционную компанию Сингапура Singapore’s Temasek Holdings.
Согласно опросу, проводимому на популярном китайском информационном сайте china.com, мнения по вопросу «справедливости» исключения из числа потенциальных покупателей акций «Русала» частных инвесторов разделились следующим образом: 46,2% голосующих посчитали, что это положение нарушает права обычных людей, 37,5%, напротив, уверены в том, что это защищает права и интересы обычных людей, оставшиеся 16,3% отметили, что это обстоятельство не имеет значения.
При этом стоит заметить, что, несмотря на достаточно пессимистичные оценки экспертов по поводу итогов выступления «Русала» на гонконгской бирже, уверенность обывателей в благополучном исходе мероприятия растет. Как сообщили организаторы опроса, если в первые дни голосования (в конце декабря 2009 года) более 80% респондентов выбирали ответ «нет» на вопрос о дальнейшем развитии деятельности компании после листинга в Гонконге, то на сегодняшний день их число уменьшилось до 50,7%. И хотя окончательные итоги можно будет узнать в день окончания голосования (27 января), уже сейчас очевидно, что «Русал» становится более популярным и благонадежным в глазах китайского сообщества. В первую очередь, считают специалисты, за счет того, что пример «Русала» простимулировал выход на гонконгскую биржу других компаний с Украины и из Казахстана.
Уникальным преимуществом гонконгского фондового рынка является его близость к материковому Китаю, откуда привлекаются большие суммы капитала. Кроме того, по итогам 2009 года он вышел на первое место в мире по стоимости IPO (253,7 млрд гонконгских долларов, как сообщает пресс-служба гонконгской биржи).