Москва
20 ноября ‘24
Среда

Китай меняет тактику в отношении России

Ввоз китайских машин в Россию в стоимостном выражении обвалился на 92,4%. Автопроизводители КНР меняют тактику: сокращают поставки готовых автомобилей и концентрируются на поставке запчастей, заметил гендиректор Optim Consult Евгений Колесов.Их новая цель -- кооперация с автозаводами в России, где можно производить автомобили из китайских деталей

«АвтоВАЗ» совместно с Renault-Nissan развернет производство автомобилей на Дальнем Востоке. Несомненно, это событие касается не только участвующих в подписании договора сторон, но и тех, кто вынашивает грандиозные планы по завоеванию российского рынка. Речь идет о китайском автопроме. Россия является для Китая привлекательным рынком реализации автомобилей и комплектующих. Однако также известно, что на пути к завоеванию перспективной ниши китайские производители уже столкнулись с серьезными проблемами. Прежде всего повышение импортных пошлин, существенно ограничивающее поставки китайских машин. По данным Главного таможенного управления КНР, в период с января по октябрь текущего года в Россию было доставлено на 87,7% автомобилей меньше, чем в аналогичный период прошлого года. В стоимостном выражении этот показатель уменьшился на 92,4%. Всего за десять месяцев 2009 года китайцы экспортировали в Россию лишь 8502 автомобиля на $34,86 млн.

Новая тактика

Интересно, что препятствия на пути вхождения на российский авторынок не заставили китайских автопроизводителей отказаться от своих планов. Так, например, Тао Янь, вице-президент китайской автомобильной компании Chery, в свое время заявлял, что поставленная перед Chery цель по достижению 15% роста в 2009 году будет достигнута любой ценой. Немного позже пресс-секретарь Chery добавил, что ведутся активные действия по разработке решения проблемы труднодоступности российского рынка; в частности, была сделана переориентация с крупноузловой на мелкоузловую сборку.

О том, что при необходимости будет изменена тактика компании, также сообщили представители автомобилестроительных компаний Great Wall Motors и BYD Auto. Причем в качестве самых приемлемых вариантов рассматривается возможность кооперации с автозаводами в России, где можно производить автомобили из китайских деталей.

Решение о сотрудничестве «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan не остановило крупнейших китайских производителей автомобилей. Great Wall так прокомментировала ситуацию: «С одной стороны, очень разумно основать такую фабрику в непосредственной близости от рынка продаж. Но при этом не стоит забывать, что на Дальнем Востоке очень популярны подержанные японские авто за счет низкой цены. По этой же причине китайские авто будут крайне привлекательны для российского потребителя и смогут составить достойную конкуренцию японским. И, так как наши автомобили новые, мы способны переиграть «японцев» в этой борьбе. Кроме того, пройдет еще как минимум два-три года, пока на Дальнем Востоке начнут производиться европейские авто – за это время мы можем многое успеть. Но даже по истечении этого времени за нами останется преимущество невысокой стоимости продукции, и наш сегмент рынка не будет потерян».

В то же время, пока согласовываются детали французско-китайского соглашения и ведется подготовка к реализации проекта, китайские автопроизводители принимают меры по выходу на российский рынок. Так, компания Great Wall в следующем году намерена начать производство авто на совместном российско-китайском заводе в Подмосковье, где, кстати, уже установлено производственное оборудование. Планируется выпускать модели Hover и GWPeri до 50 тысяч ежегодно с последующим экспортом также в страны Европы. Кроме того, становится все более популярной замена поставок готовых автомобилей на поставки запчастей – такой вариант экспорта позволяет избегать импортных пошлин, однако конечная стоимость авто в итоге оказывается выше. Тем не менее, по данным Главного таможенного управления КНР, в первые десять месяцев 2009 года стоимость экспорта корпусов автомобилей из Китая в Россию снизилась на 98,7%, запчастей – на 60,8%. Хотя эксперты при этом уверены, что поставки автодеталей действительно становятся более массовыми, а в снижении показателей виноват исключительно кризис. Так, например, в 2008 году стоимость экспорта корпусов увеличилась на 3497%, запчастей – на 100,6%.

Такого же мнения придерживается и Chery. Руководитель отдела рекламы компании Ван Вэй отметил: «Россия – наш основной рынок сбыта. Мы также планируем активное сотрудничество путем строительства здесь автомобильных заводов совместно с российскими компаниями. У нас есть неоспоримое преимущество – наша продукция недорога».

Руководитель отдела экспортных продаж BYD Жасмин Хуан уверена, что планы французских и китайских производителей не пересекутся. «Российско-французский проект никаким образом не повлияет на нашу работу. Они разворачивают строительство на Дальнем Востоке, наш главный рынок продаж – центральная Россия. Области наших интересов слишком далеко друг от друга», -- заметила эксперт. Эту точку зрения подтверждает китайское информационное агентство «Синьхуа». По статистике, на Дальний Восток экспортируется лишь около 10% китайских автомобилей. Более половины поставок направляется в Москву.

Сомнительные амбиции

Самоуверенность лидеров китайского автопрома вызывает сомнения. Слишком много препятствий возникает на их пути. Так, еще один момент, отрицательно влияющий на продажи в России, – отсутствие доверия к китайским автомобилям, а также вопрос послепродажного обслуживания. И, хотя китайские производители утверждают, что вопрос низкого качества их автомобилей стоял лишь на раннем этапе, когда они только выходили на российский рынок, необходимо достаточно длительное время, чтобы потребители могли убедиться в обратном.

Очень адекватно по этому поводу высказался вице-президент Китайской ассоциации производителей Гу Сянхуа, заявив, что российско-французское сотрудничество не может не оказать влияния на деятельность и планы китайских крупнейших автопроизводителей относительно российского рынка. «Позиции КНР в этой отрасли недостаточно сильны. Их потенциал существенно подорвало повышение импортных пошлин в России. По сути, единственное, чем им остается оперировать, – это низкой ценой, вряд ли удастся конкурировать с европейскими производителями по другим параметрам. Но чтобы использовать свое преимущество, необходимо многократно активизировать усилия по продвижению своей продукции на российском рынке», -- высказался представитель ассоциации. При этом он добавил, что невозможно говорить о достойной конкуренции в ближайшее время. Китаю потребуется не один год, чтобы приблизиться к уровню известных мировых автомобильных брендов.

Несмотря на значительное снижение объемов поставок экспорта китайских автомобилей и их деталей, текущий год был признан Китайской ассоциацией автопроизводителей лучше, чем предыдущий. Было подсчитано, что в течение первых девяти месяцев общий торговый оборот отрасли составил более $154 млрд -- это на 14,76% выше, чем в 2008 году, доход $11,6 млрд -- на 33,25% выше, добавленная стоимость в промышленности $31 млрд – на 17,02% больше. Это стало возможным за счет существенного увеличения продаж на внутреннем рынке благодаря политике КНР, нацеленной на увеличение спроса в стране.

Полная версия