Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Дмитрий Коншин: пенсионная реформа могла бы идти более оптимистичными темпами

Темпы реализации пенсионной реформы не устраивают участников рынка. Значительная часть населения до сих пор не знает, как будет изменена система выплаты пенсий. Дмитрий Коншин, вице-президент НПФ «Газфонд», рассказал Infox.ru о системах защиты пенсионных денег, последствиях кризиса и конфликте поколений, подрывающем экономику.

Пенсионная система защищена от мошенничества, уверен вице-президент негосударственного пенсионного фонда «Газфонд» Дмитрий Коншин: почти удавшийся вывод более 1 млрд руб. из Пенсионного фонда России -- это исключение, которое трудно объяснить.

«Система исключает возможность манипулирования деньгами»

«Мы считаем, что нельзя вводить в заблуждение ни государственного регулятора, ни наших клиентов»Полный текст беседы Дмитрия Коншина с редактором отдела бизнеса Infox.ru Петром Канаевым.
«Если говорить о пенсионных накоплениях, о том, что из себя представляет обязательное пенсионное страхование, и о том, чем управляют фонды, -- они достаточно надежно защищены. Существует многоуровневая система защиты. Мы получаем деньги от Пенсионного фонда России, размещаем их через управляющие компании, они проходят проверку спецдепозитарием. Спецдепозитарий обязан проверять соблюдение требования закона о том, как и насколько правильно используются средства, какие активы на них приобретаются. Соответственно, он может даже останавливать платежные операции. Мне не известно ни одного случая злоупотреблений с деньгами обязательного пенсионного страхования, то есть с теми деньгами, которые формируются в пользу граждан», -- описал ситуацию Дмитрий Коншин.

Стандарты оборота документов в пенсионной системе соответствуют требованиям Центробанка. «Деньги приходят из Пенсионного фонда на счет негосударственного пенсионного фонда, подписывается соответствующий документ о том, что проводится сверка этих средств, и впоследствии средства поступают со счетов НПФ на счета уполномоченных управляющих компаний», -- перечислил Дмитрий Коншин. «На мой взгляд, система, которая сейчас существует, исключает возможность манипулирования этими деньгами в каких-либо интересах, кроме тех, в которых они сформированы», -- резюмирует вице-президент Газфонда.

Пенсионеры заработали 30% годовых

Кризис поднял ставки по вкладам в банках. Это удобно для вложения денег на год. Но Дмитрий Коншин не советует использовать депозиты как альтернативу пенсионному фонду. «Я думаю, что банковская ставка в среднем исчислении за три года не переиграет инфляцию. Что касается нас, то мы считаем, что на тех промежутках времени, на которых мы работаем, -- 20-30 лет, наверное, усредненная ставка доходности по всем инструментам, с которыми мы работаем, не может быть больше, чем инфляция плюс 3-4%. То есть это оптимально для обеспечения сохранности средств и их прироста. Если посмотреть нашу докризисную доходность, доходность на начало 2008 года, то вы увидите, что инфляцию мы в среднем переигрывали», -- объясняет он.

«Средняя доходность управляющих нашим портфелем составляет чуть меньше 30% в годовом исчислении, -- добавляет Дмитрий Коншин. -- Мы считаем, что это хороший результат, хотя бы потому, что это средний уровень по рынку и он отражает реальный баланс надежности и доходности, с которым мы готовы работать, который мы готовы принять. И для нас это важно».

Есть понимание того, что что-то можно было бы сделать лучше, что-то -- хуже, признает вице-президент Газфонда: «Но в целом тем блоком управляющих компаний, который работает с нами, мы удовлетворены -- и результатом 2008 года, и тем, как все идет в 2009 году».

Год кассового разрыва

Темпы реализации пенсионной реформы не устраивают участников рынка. Значительная часть населения до сих пор не знает, как будет изменена система выплаты пенсий, констатирует Дмитрий Коншин.

«Нам казалось, что пенсионная реформа, конечно, могла бы идти более оптимистичными темпами, -- говорит он в интервью Infox.ru. -- И государство, и рынок в целом должны были бы больше информировать людей. Здесь вопрос информирования стоит весьма остро. Такая кампания требует большого объема финансирования, мне неизвестно, чтобы были зарезервированы достаточные средства на информирование людей о ходе пенсионной реформы. Мы должны понимать, что пенсионная реформа, которая у нас была проведена по конфигурации пенсионной системы, то есть блок социальных пенсий, блок пенсий, которые зависят от заработка, но являются распределительными: страховая часть и накопительная часть, -- это достаточно современный с точки зрения мировой социальной системы механизм, немногие страны им располагают».

Цель пенсионной реформы -- снять критическую нагрузку на бюджет. Население стареет, и количество работающих граждан постоянно уменьшается по отношению к количеству пенсионеров. «В таком случае один из механизмов -- это привязка размера пенсии к размеру зарплаты. Это может быть сделано двумя способами. Или условно-накопительные счета, где копится информация о стаже, заработной плате или взносах, например, это то, что у нас является страховой частью пенсии. Или накопительная пенсия, в которой аккумулируются прямые денежные отчисления -- то, что накапливает человек в период всей трудовой деятельности. Это один из механизмов, который может решить проблему, которую пенсионщики называют конфликтом поколений, когда молодое поколение не хочет платить за старое», -- говорит Дмитрий Коншин. По его словам, с подобной проблемой сталкиваются многие страны. «Но в России мы видим одну из последних по времени проведения реформ в мире. Если принять во внимание количество людей, которые являются прямыми реципиентами этой реформы, -- наше население составляет порядка 150 млн человек -- и территорию, где реформа реализуется, то это, пожалуй, уникальный случай в мировой практике, -- замечает вице-президент Газфонда.

С 2010 года пенсии в России резко вырастут. Но перевод компаний-работодателей с выплаты единого социального налога на страховые взносы, который увеличит доходы государства, состоится в 2011 году. Экономисты опасаются возникновения кассового разрыва, восполнить который за счет суверенных госфондов в условиях кризиса будет проблематично. Это непростой вопрос, согласен Дмитрий Коншин. «Мы понимаем, что решение об увеличении базовой пенсии и доведении ее до размера прожиточного минимума пенсионера -- это достаточно жесткое решение с точки зрения финансовой обеспеченности, -- говорит вице-президент Газфонда. -- Мы понимаем, что необходимость увеличения пенсии сегодня также существует, потому что уровень обеспечения наиболее незащищенных социальных слоев требует повышения пенсии. И мы понимаем, что на самом деле есть возможные источники финансирования этих дефицитов. Задача для государства достаточно тяжелая, но, мы надеемся, оно справится».

Полная версия