Кризис зашел в магазины с опозданием
Положительная динамика в продовольственном ритейле снова сменилась падением продаж. Аналитики ждут восстановления продуктового рынка только во втором квартале 2010 года.
Продуктовые ритейлеры показали в третьем квартале 2009 года прирост продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года, но третий квартал по сравнению со вторым был слабый, говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Красноперов.
Согласно финансовому отчету X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), чистая выручка компании за третий квартал 2009 года составила 65 701 млн рублей ($2 094 млн), что на 4% меньше, чем во втором квартале (67 826 млн рублей). По сравнению с третьим кварталом 2008 года показатели за аналогичный период этого года увеличились на 24% в рублях и снизились на 4% в долларах. По итогам девяти месяцев консолидированная розничная выручка X5 составила 196 615 млн рублей ($6 053 млн), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 38% в рублях и 2% в долларах.
По неаудированным результатам сети «Магнит», выручка ритейлера за сентябрь 2009 года составила 13 825 млн рублей, что на 7% меньше, чем в августе этого года (14 790 млн рублей).
По подсчетам Михаила Красноперова, консолидированный показатель продаж всех розничных сетей России в 2009 году по сравнению с прошлым годом снизился. По итогам второго квартала 2009 года -- на 1,7%, по итогам третьего – на 3% относительно продаж за второй и третий квартал 2008 года соответственно.
В четвертом квартале 2009 года рост продаж ускорится, но незначительно, прогнозирует Михаил Красноперов. Реальный рост начнется со второго квартала 2010 года, когда потребитель позволит себе тратить больше, считает он. «В продуктовый ритейл кризис пришел с опозданием, -- рассуждает Михаил Красноперов о причинах замедления роста продаж в сетях. -- На продажах в розничных сетях негативно сказались изменения со стороны потребителя, на которого, в свою очередь, влияет макроэкономика».
Розничные сети смотрят в 2010 год оптимистично. «Относительно 2010 года у нас положительный настрой», -- говорит директор департамента по работе с инвесторами «Магнит» Олег Гончаров.
В «Седьмом континенте» рассчитывают привлечь дополнительные покупательские потоки в четвертом квартале, опираясь на запланированные маркетинговые акции. «Лед в покупательских настроениях тронулся, но говорить о более серьезных подвижках не приходится. Рост потребительской активности неизбежен, но для нас этот процесс будет поступательным», -- замечает пресс-секретарь сети «Седьмой континент» Влада Баранова.
В компании «Реал» считают, что добиться прибыли можно за счет максимального удовлетворения нужд клиентов. «Хочешь выжить – будь готов меняться, и меняться быстро», -- строга руководитель департамента по связям с общественностью гипермаркета «Реал» Елена Асанова. «В 2010 году не будет времени для инерции и долгого обсуждения каких-то проектов между центральным офисом и магазинами», -- считает она.