Расчет ритейлеров бытовой техники и электроники на рост продаж осенью не оправдался. К 2010 году рынок сожмется еще на 30%, скептичны менеджеры розничных сетей.
Продажи бытовой техники и электроники продолжают падать, несмотря на заявления чиновников об оживлении экономики и стимулирование роста потребительских расходов. Розничные сети ждут, что к концу 2009 года рынок сожмется еще на 30%.
«В третьем квартале мы ожидали рост продаж, однако наши надежды не оправдались -- роста не произошло», -- расстраивается вице-президент по стратегии компании «Техносила» Леонид Тюкавкин. По итогам третьего квартала уровень продаж сети практически достиг уровня начала года, а во втором квартале показатели упали на 30-40% по сравнению с первым, говорит он.
В компании «Эльдорадо» прогнозируют спад рынка к концу 2009 года еще как минимум на 30%. «Это произойдет как из-за сокращения региональной сети в целях экономии, так и из-за уменьшения доступности кредитных средств», -- объясняет PR-директор сети Илья Новохатский. Похожий прогноз дает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. К концу 2009 года объем рынка бытовой техники предположительно упадет на 20-25% по сравнению с показателями 2009 года, считает он.
Отчет «Эльдорадо» за первое полугодие 2009 года показывает падение общего объема продаж российских магазинов ритейлера на 29,4% по сравнению с тем же периодом 2008 года.
В компании «М-Видео» не смогли оперативно предоставить информацию Infox.ru. По данным отчетности за первое полугодие 2009 года, продажи сети возросли на 12%, а чистая прибыль снизилась на 37,8%, до 247 млн руб.
Эксперты рынка пока не берутся прогнозировать ситуацию на рынке бытовой техники и электроники в 2010 году. По мнению Антона Гуськова, в 2010 году рынок «будет меняться в зависимости от макроэкономических показателей».
Проект бюджета на 2010-2012 годы предусматривает, что ВВП в 2010 году составит 43,187 трлн руб., а уровень инфляции не превысит 10% (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года). Доходы федерального бюджета прогнозируются на уровне 6,95 трлн руб., из которых 3,19 трлн -- нефтегазовые доходы, расходы -- на уровне 9,89 трлн руб., дефицит -- 2,94 трлн руб. Внутренний суверенный долг к концу 2010 года не должен превышать 3,3 трлн руб., внешний -- $63,3 млрд, или €45,2 млрд.
Чтобы справиться с кризисным падением, «розничные сети будут оптимизироваться и сокращать все свои издержки», предполагает аналитик: «Производители в случае недостаточного спроса будут сокращать линейку товаров. Но надеюсь, что к следующему году экономика будет чувствовать себя лучше». Наталья Смирнова из «Атона» также рассчитывает, что «в 2010 году рынок начнет восстанавливаться».
Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская ждет, что ритейлеры будут стараться поднять продажи за счет снижения цен. «Они этим и так уже занимаются: во всех крупных сетях скидки предоставляются круглый год. Также для поднятия покупательского спроса средства инвестируются в рекламу. Падение продаж бытовой техники тесно связано с рынком недвижимости: снижается уровень доходов населения, люди не переезжают в новые квартиры, а значит, и не покупают технику долгосрочного пользования -- телевизоры, холодильники и так далее», -- объяснила эксперт.
Стабилизация рынка бытовой техники затянется, осторожен Леонид Тюкавкин. «В 2007-2008 годах рынок был искусственно раздут, люди брали кредиты и почти бездумно приобретали товары. Сейчас же рынок стал более сдержанным», -- заключил он.
Татьяна Бобровская тоже скептична: «Восстановление рынка бытовой техники начнется не ранее чем во второй половине 2010 года».