Безработицу отложили на конец 2009 года
Замедление экономики спровоцирует рост официальной безработицы в 2,5--3 раза. Всемирный банк ждет пика безработицы в России в декабре 2009 года - 6,6%. По оценкам российских экспертов, без работы могут остаться более 10 млн человек.
«Безработица является отсроченным показателем экономического кризиса. Сначала падает экономический рост, а потом, с некоторым запозданием, увеличивается безработица», -- сказал Infox.ru главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич. Экономист Всемирного банка Карлис Шмитс добавил, что пик безработицы в России придется на декабрь 2009 года. Их прогноз - 6,6%.
В представленном Всемирным банком докладе об экономике России говорится, что в России «в наибольшей степени влияние кризиса проявится в последнем квартале этого года -- ожидается, что темпы роста экономики снизятся до 2%». При этом уровень безработицы, согласно докладу Всемирного банка, вырастет к концу года незначительно -- с нынешних 5,3% до 5,9%.
Точной зависимости между сокращением темпов роста ВВП и ростом безработицы нет, говорит член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер. «Но конкретно в российской ситуации эта зависимость близка к обратно пропорциональной», -- добавляет он. Если темп роста экономики упадет в три раза (с 6,8% до 2%), то в три раза должна вырасти и безработица -- с 5,3% до 15%.
Евгений Гонтмахер прогнозирует, что Россия столкнется со всплеском безработицы уже в первом квартале 2009 года, а к середине года число зарегистрированных безработных может вырасти с нынешних 1,2 млн человек до 3--3,6 млн, то есть в 2,5--3 раза, прогнозирует экономист. «Речь идет только об официально зарегистрированных безработных», -- уточняет он. Всего же людей, ищущих работу, в том числе без помощи служб занятости, будет еще в два-три раза больше, то есть 6--10,8 млн, сетует Евгений Гонтмахер.
Профессор кафедры экономики труда и занятости РЭА им. Плеханова Лариса Карташова напоминает о скрытой безработице, «особенно характерной для России», -- когда предприятие сокращает рабочий день или неделю и зарплату сотрудников. «Многие из них предпочитают не рисковать и соглашаются на урезанную зарплату», -- говорит профессор. В такие периоды первыми увольняются наиболее квалифицированные кадры, но мало кто выдерживает более шести-девяти месяцев, рассказывает Лариса Карташова. «Такие процессы происходили в России и прежде, например, во время кризиса 1998 года», -- вспоминает она.
Проблему скрытой безработицы видит и Карлис Шмитс из Всемирного банка: «Помимо увольнений компании могут практиковать сокращение зарплат и принудительные отпуска для сотрудников».
Сферы экономики, традиционно пополнявшиеся за счет безработных, в нынешний кризис не смогут предложить новые рабочие места. «Малый бизнес высвобождающиеся трудовые ресурсы абсорбировать не сможет, так как сам вымотан в результате кризиса, сельское хозяйство тоже имеет ограниченный ресурс», -- констатирует Евгений Гонтмахер.