Сергей Приданцев: «Кто сейчас будет пользоваться только сотовым телефоном?»
Кризис возвращает абонентов сотовой связи в традиционные телефонные сети. Тема мобильной каннибализации больше неактуальна, считает президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев. О конкуренции между мобильным и стационарным интернетом, старте новой тарифной кампании и отказе от бесплатных подключений он рассказал в интервью Infox.ru.
-- Как перераспределились доходы компании от телефонии и интернета в условиях кризиса?
-- Никакого перераспределения не произошло. То, что мы видим сейчас по итогам второго квартала и полугодия, это не перераспределение, а рост во всех сегментах. Фиксированная связь -- это услуга якорная, более устойчивая к влиянию кризиса, в разы дешевле, чем мобильная. Сейчас люди это поняли и стали чаще звонить по проводному телефону, в том числе и на мобильные.
-- Можно книжки читать.
-- Это правильно, я с этим согласен. Книги всегда нужно читать, и не только во время кризиса. Но вернемся к услугам связи. Тенденция налицо: мы видим рост во всех сегментах. Если раньше говорили о мобильной каннибализации, то есть о полном поглощении всех пользователей услугами мобильной связи, то сейчас об этом точно говорить не приходится. Ну кто сейчас будет пользоваться только сотовым телефоном, если минута разговора в Москве по фиксированной связи стоит 30 коп., а по мобильной -- в среднем 1,5 руб. за минуту?
-- Мобильный интернет составляет серьезную конкуренцию стационарному?
-- Смотря что считать мобильным интернетом.
-- Допустим, EDGE и 3G-модемы.
-- Здесь немного другой формат. Мне кажется, что нужно разделять мобильный интернет для сотовых аппаратов и ноутбуков. Телефоны, коммуникаторы и смартфоны -- это то, что постоянно с человеком: можно почитать новости или посмотреть котировки. Но никто не будет на таких устройствах пересылать и уж тем более создавать, например, большой документ в Word, делать таблицу в Excel или рисовать презентацию в PowerPoint. Или заниматься, как принято сейчас выражаться, интернет-серфингом. Для серьезной работы в интернете есть ноутбук или домашний компьютер. Так что я не ожидаю здесь конкуренции.
-- Показатели по WiMax раскроете?
-- Мы не показываем отдельно операционные показатели на дополнительных услугах, да и нет смысла их раскрывать. Мы WiMAX не позиционируем отдельно, как «Скартел». Он у нас, так же как и сервис Wi-Fi «Комстар-FON», реализуется прежде всего как дополнение к услугам проводного доступа в интернет. Дает возможность удержать абонентов и повысить их лояльность.
-- О WiMax нельзя говорить как об отдельном бизнес-проекте?
-- Это не отдельный бизнес-проект, это часть нашего проекта по созданию единого телекоммуникационного пространства в Москве. И это неправильно, когда сравнивают сеть «Скартел» и нашу. Для «Скартел» это отдельный проект, у нас разные бизнес-модели, и нет смысла говорить о соперничестве. Продвижение этой услуги в большей степени идет среди абонентов «Стрим», для них разработаны специальные, более привлекательные тарифы.
-- Доля «Стрима» на рынке широкополосного доступа изменилась?
-- А как считать долю рынка? Раньше мы ориентировались на мнения аналитиков, которые зачастую серьезно расходились, а данные компаний-конкурентов подсчитывались ими самими по совершенно разным методикам. Теперь мы для себя считаем долю по числу подключений к нашим услугам доступа в интернет («Стрим» и МГТС) от телефонной абонентской базы МГТС: на сегодня это 22%, а стратегическая цель -- около 33%. Кстати, в первом полугодии мы приняли принципиальное решение прекратить проведение акций бесплатного интернета. Смысла в них нет никакого, потому что есть абоненты, которые просто мигрируют с акции на акцию, не принося оператору никакого существенного дохода. Сейчас важно меряться не количеством абонентов, а выручкой.
-- Какова величина ARPU?
-- ARPU абонентов-физлиц услуг ШПД в Москве -- 330 руб., это средневзвешенная величина.
-- Чем закончился год работы на рынке дальней связи?
-- Объем междугородного и международного трафика на нашей собственной сети вырос во втором квартале по сравнению с первым на 50%. Нам удалось это в первую очередь за счет адресного маркетинга при продвижении дальней связи. Нашей рекламы на ТВ вы не увидите -- в кризис нет смысла платить огромные деньги за показ ролика. А таргетированная, адресная реклама работает. При этом у других операторов дальней связи трафик падает.
-- Можно ли сдержать рост тарифов на фиксированную связь в следующем году?
-- Искусственно? А зачем? Смотрите сами: в слове «электросвязь» один из корней -- «электро», то есть «электричество». А тарифы на электричество растут, и не индексировать цены на фиксированную связь с учетом роста цен на электричество просто нельзя. Вот если все тарифы не будут расти, то тогда можно было бы сдержать... На самом деле у правительства был правильный посыл -- регулировать тарифы для абонентов так, чтобы довести их до уровня предельных экономически обоснованных затрат, а потом отпустить. Ведь тарифы на интернет никто не регулирует, а по Москве они самые дешевые, если сравнивать со всей Россией. А цены на фиксированную связь пока регулируют. Однако вы сами прекрасно понимаете: даже если их отпустят, то оператор все равно не будет вводить в Москве тарифы на уровне, например, 1000 руб. -- тогда просто начнется отток абонентов. Насколько известно, в прогнозе, который делал МЭР, сказано, что тарифы в 2010 году вырастут примерно на 11%. Сейчас мы готовим экономическое обоснование, тарифная кампания начнется в сентябре.
-- Изменилась ли инвестпрограмма на второе полугодие 2009 года и на 2010 год?
-- Мы показали очень хорошие результаты развития во втором квартале. Этот период никогда не был особенно прибыльным для операторов фиксированной связи -- сезон отпусков. А итоги этого квартала бьют все показатели второго квартала 2008 года, когда кризис пока еще не начался. И мы вышли с предложением к совету директоров «Комстара» увеличить инвестпрограмму на второе полугодие.
-- На сколько?
-- Сейчас инвестпрограмма на 2008 год -- около 6% от выручки, но будет чуть больше, если совет директоров, который состоится 17 сентября, примет предложение менеджмента. Что касается 2010 года, то драйверами роста будут два фактора. Первый -- приобретение МТС контрольного пакета «Комстара», это может дать дополнительную синергию для развития обеих компаний. Однако подробно говорить об этом пока что рано, сначала должна произойти сделка. Второй драйвер роста -- это решение вопроса, связанного с нашим пакетом акций в «Связьинвесте».