Жители России начали экономить на еде: по экспертным оценкам, от 40% до 65% участников соцопросов стали игнорировать рестораны. Фастфуд пока держится за счет гипермаркетов, потому что походы по магазинам на выходных у многих вошли в привычку.
Объем рынка ресторанного обслуживания в первом квартале 2009 года «просел» на 1,5% по сравнению с первым кварталом 2008 года, подсчитал Euromonitor. Компания прогнозирует возврат к уровню 2008 года только в 2011 году. Российские рестораны «просели» еще глубже. «65% респондентов экономят на предприятиях общественного питания», -- подсчитали в «Nielsen Россия». По данным Высшей школы маркетинга и развития бизнеса, на еде экономят 43% жителей России.
Потребители сокращают расходы, покупая более дешевые продукты питания, снижая объемы потребления и изменяя место покупки. Согласно результатам опроса, проведенного в апреле 2009 года Высшей школой маркетинга и развития бизнеса, прежде всего покупатели экономят на готовых салатах: об этом сообщили 22% респондентов. На колбасных изделиях и мясных деликатесах экономят 18% человек. Столько же опрошенных экономит на кондитерских изделиях (18%) и еще столько же -- на алкогольных напитках (18%).
Владельцы ресторанов сомневаются в достоверности результатов социологических опросов. «По рынку бродят цифры, которые мне даже смешно называть, так как они ни о чем не говорят: падение рынка ресторанного обслуживания якобы составляет 10-30%, -- возмущен Александр Иванов, вице-президент Федерации рестораторов и хотельеров. -- До 40% доходит даже». По его мнению, «делать обобщения в случае с ресторанным бизнесом вряд ли уместно». «Есть предприятия, у которых практически нет снижения: возьмем тот же McDonald's. Есть сегменты, в которых потери составляют 6-10%, есть предприятия, которые просто были вынуждены закрыться или работать 3-4 дня в неделю, как это было в некоторых регионах России в апреле 2009 года».
Поддержку массовому сегменту рынка общественного питания оказывают крупные торговые центры. Покупательский поток в гипермаркетах и магазинах «кэш энд керри» за период с конца 2008 по июнь 2009 года практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Средний чек за визит вырос на 12,1% по сравнению с первым полугодием 2008 года», -- констатирует Оксана Токарева, руководитель отдела правительственных и внешних связей «Метро кэш энд керри». Мария Курносова, PR-менеджер Auchan, отмечает «незначительное увеличение посещаемости».
В целом оттока покупателей из гипермаркетов не наблюдается. И стабильный трафик оказывает поддержку предприятиям фастфуда. «Мы подняли цены, но выручка не снизилась, хотя мы наблюдаем общее снижение суммы чека на 5-7%», -- заявил Михаил Кудрявцев, директор по маркетингу ГК «Крошка-картошка». Вероника Мешкова, ассистент отдела маркетинга компании «Теремок -- русские блины», не замечает существенной разницы в потребительском поведении. «Нельзя сказать, что рынок сузился. Поток есть. Конечно, в дачный сезон посетителей меньше, но летом больше туристов».
«Некоторые игроки отмечают, что трафик в гипермаркетах растет, но не так быстро, как в дискаунтерах», -- согласна Ирина Яроцкая из инвестиционной группы «Открытие». Посещение гипермаркетов вошло в привычку. А на их территории находятся кинотеатры и рестораны фастфуда. «Это уже превращает посещение торгового предприятия в способ проведения воскресного досуга, когда можно приехать, закупить продуктов, покушать, отправить ребенка на детскую площадку и сходить в кино», -- говорит аналитик.