Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Сети переросли кризис

Продавцы бытовой техники готовы тратить деньги на открытие новых магазинов, несмотря на кризис. Отраслевые эксперты считают экспансию опасной стратегией из-за угрозы резкого сокращения спроса.

Компания «Эльдорадо» в 2008 году открыла 55 собственных магазинов и вышла на 14 новых рынков. Инвестиции превысили $50 млн. В 2009 году экспансия «Эльдорадо» будет не такой масштабной. Сеть планирует открыть 13 магазинов, из которых пока открыты два. «Рассматриваются предложения по открытию еще 14 собственных магазинов», -- заявил менеджер по связям с общественностью Антон Пантелеев. Если решение будет принято, «Эльдорадо» увеличит сеть на 27 магазинов -- до 412 точек. Масштабы экспансии ритейлера в 2009 году сократятся в 2-4 раза.

Число торговых точек «М.Видео» увеличилось в 2008 году на 35 магазинов, до 157. В этом году компания объявила о планах открыть более 20 магазинов, из них четыре заработали в первом квартале 2009 года. В настоящее время в розничной сети компании находится 157 точек. Темпы экспансии сократились почти в два раза.

Сеть «Техносила» в декабре 2007 года насчитывала 105 собственных точек, в конце 2008 года это число увеличилось до 115. Сейчас у фирмы 123 собственных магазина. Светлана Лыжина из «Техносилы-Инвест» сообщила, что компания готовится запустить до 20 новых собственных магазинов с сентября по декабрь 2009 года. Если план будет выполнен, темпы роста сети в 2009 году увеличатся.

Ритейлер MediaMarkt в прошлом году открыл четыре магазина, закрытий не было. MediaMarkt планирует в этом году открыть 5-8 новых магазинов в Москве, Самаре, Тольятти, Казани и Санкт-Петербурге. В России компания владеет 14 магазинами.

В конце 2007 года в сеть «Мира» входили 56 магазинов, в мае 2008 года у компании было 70 торговых точек, а в настоящее время на официальном сайте компании сообщается, что в сети 63 магазина. «Было очень непросто закрывать недавно открывшиеся магазины, но компании пришлось пойти на это», -- сетует директор по связям с общественностью Елизавета Тотунова. В 2009 году в Татарстане было закрыто три магазина. Программу на 2009 год компания не раскрывает.

«В данный момент сложились довольно привлекательные условия для расширения рыночной доли, -- констатирует Ирина Яроцкая, аналитик инвестиционной группы «Открытие». – Это широкое предложение торговых площадей и привлекательные уровни арендных ставок, большое предложение специалистов, которые готовы работать за ту же зарплату, что и год назад».

Максим Клягин, аналитик «Финам Менеджмент», называет открытие новых магазинов логичным, несмотря на кризис. «Фундаментально рынок остается привлекательным, и крупные игроки могут воспользоваться благоприятным моментом. Стоимость развития путем открытия новых магазинов существенно ниже, чем в докризисный период».

Мария Сулима, аналитик по потребительскому рынку компании «Метрополь», полагает, что магазины будут открываться в основном на арендованных площадях: «Строить в текущих условиях -- это неоправданная стратегия».

Эксперт предостерегает -- существует риск резкого снижения покупательского спроса: «В первом квартале сети могли получить хорошую выручку на фоне опасений дальнейшего снижения курса рубля. На фоне укрепления курса рубля таких трат не предвидится. Электроника и бытовая техника – это не предметы первой необходимости».

 

Полная версия