Олег Вьюгин: «Важна только нефть»
Вторая волна мирового кризиса возможна в случае провала плана Барака Обамы по выкупу плохих долгов, считает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Чтобы этого избежать, весь мир должен взять на себя инфляционные риски, связанные с эмиссией долларов.
Вторая волна мирового кризиса начнется, если не сработают меры, принятые в США и Китае для поддержания экономики, предупреждает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. «Вероятность успеха рассчитать трудно», -- признает экономист.
В основе антикризисного плана США лежит выкуп плохих долгов банков за счет эмиссии долларов. «Вопрос в том, примут ли на себя бремя эмиссии остальные страны мира. Эмиссия -- это инфляция. Отвяжут они национальные валюты от доллара или нет, будут скупать доллары или не будут. Если будут, то проект состоится, но за это заплатят инфляцией, снижением уровня жизни. Если нет -- проект провалится», -- пояснил Олег Вьюгин.
Китайская модель выхода из кризиса построена на стимулировании внутреннего спроса. Но китайские власти смогут поддерживать спрос лишь ограниченное время. «Власти готовы потратить резервы на увеличение потребления домашних хозяйств, которые обеспечивают работой местных производителей. Но резервы закончатся. Это два-три года», -- предупреждает банкир.
Признаки второй волны кризиса будут заметны в первую очередь на фондовом рынке. Первым симптомом станет смена обнадеживающего тренда роста индексов глубоким падением. «Рынок всегда первый», -- подчеркивает Олег Вьюгин. Второй симптом -- проблемы с ликвидностью. «Я могу сказать за весь мир: проблему ликвидности научились решать. Центробанки открывают безграничные окна для рефинансирования кредитных институтов. Проблему ликвидности можно решить, если будет желание», -- уверен Олег Вьюгин.
Основной трудностью будет другая. «Банки не работают, не кредитуют. Нет основы для экономического роста, есть предпосылки для экономического спада», -- сетует банкир.
По словам Олега Вьюгина, в России все зависит от нефти. «Если она не будет падать, мы сможем быть достаточно независимыми от глобального кризиса», -- уверен он. Сейчас нет необходимости привлекать внешнее финансирование -- страна существует за счет накопленных ресурсов. «И сможет существовать некоторое время. Важна только нефть -- чтобы цена на нее не падала», -- уточнил Олег Вьюгин. Тогда у России останется возможность «экспортировать то, что она умеет экспортировать, и получать за это выручку».
«Если цена на нефть упадет, будет вторая волна кризиса. Сейчас цена на уровне $40-50 за баррель. Если упадет до $20-30 за баррель, будет плохой сценарий, это трудно себе представить», -- предупреждает председатель совета директоров Олег Вьюгин.